«Научная теория может быть изложена тремя способами: историческим, эвристическим или аксиоматическим.
Историческое изложение, если оно верное и глубокое, будет исходить из рассмотрения основной проблемной ситуации, различных попыток её разрешения, включая и ошибочные, из рассмотрения правильного пути, решения проблемы, а также будет учитывать фактическое или возможное влияние этого решения на будущее развитие науки. Нужно ли говорить, что, хотя история физики как науки и развивается достаточно быстро, всё же еще лишь немногие работы отвечают всем отмеченным выше требованиям.
С другой стороны, эвристический подход выявляет наиболее полезные (хотя и не обязательно наиболее фундаментальные) формулы теории, ибо спешит вывести из них следствия и применить их. Этот подход характерен для подавляющего большинства публикаций и курсов лекций по физике. В то время, как и исторический и эвристический подходы проливают свет на развитие науки, первый всё-таки непрактичен: эвристический подход более предпочтителен, когда требуется краткий рецепт или указание относительно способа действий.
Но и исторический, и эвристический подходы неудачны для изложения теории в целом. Они безмолвствуют по поводу большинства предположений этой теории, не могут выявить всех её основных предпосылок оставляя в значительной мере неясной логическую структуру теории; что же касается их физического смысла, то здесь они оказываются двусмысленными, если не полностью несостоятельными. Любой добросовестный, преподаватель, как и прилежный студент, не могут удовлетвориться этими подходами, и будут пытаться дополнить их недостающими предпосылками, внести какую-то строгость в то или иное доказательство, уточнить физическую интерпретацию некоторых используемых символов. Отсюда обескураживающее разнообразие формулировок и соответствующее обилие учебников и обзорных статей. Многие из подобных попыток прояснения и реконструкции теорий могут быть вполне успешными в тех или иных конкретных случаях, но успешными они будут лишь отчасти, ибо они не имеют необходимой систематичности, не реконструируют теорию в целом, а систематичность и есть сущность любой теории. В самом деле, с логической точки зрения всякая теория по определению является системой, а более точно - гипотетико-дедуктивной системой.
Другими словами, теория отправляется от определенной совокупности гипотез и развертывается дедуктивным способом […] Однако в систему не следует вносить не свойственные ей изменения, если, конечно, при этом мы не руководствуемся целью преобразовать её в какую-либо другую систему. Если мы ищем более точную формулировку и, следовательно, более полное и глубокое понимание теории, неважно в каких целях; педагогических, рационализаторских или просто для личного интеллектуального комфорта, то аксиоматический подход в таком случае будет наиболее предпочтителен. В самом деле, только он может дать глобальную оценку теории и сосредоточить внимание на её существенных ингредиентах, не отвлекаясь при этом на прикладные аспекты, так же как и на особенности её исторического и психологического развития. Аксиоматический подход кратчайшим путем ведёт к сути любой теории. Более того, он не перегружен деталями, оставляя их для прикладных целей.
Но все эти три подхода к изложению теории не конфликтуют между собой. Каждый освещает различные грани сложного предмета и каждый имеет свою собственную задачу. Первый подход интересует биография теории, второй - её возможности и действенность, а третий - то, что можно назвать характером теории, то есть её основания, а также структура и содержание. Поэтому было бы ошибочным утверждать, что какой-то один из этих трёх подходов чем-то лучше любого другого. Они взаимно дополнительны, и, следовательно, любое гармоничное научное образование, даже если оно и ориентируется на эвристический или интуитивный подходы, должно давать также известное представление относительно других сторон вопроса, а именно о случайностях исторического развития и об упорядоченности аксиоматики.
Я не буду защищать эвристику, которая повсеместно используется. Не буду я отстаивать и исторический подход, поскольку любой квалифицированный специалист обычно интересуется историей своего предмета. Вместо этого я буду доказывать необходимость весьма непопулярного аксиоматического подхода, который обычно понимается неверно и едва ли практикуется где-либо, помимо математики».
Марио Бунге, Философия физики, М., «Прогресс», 1975 г., с. 183-185.