О возможности развития музыкального слуха по А.Н. Леонтьеву

Опубликована статья: Леонтьев А. Н. и Овчинникова О. В., О механизме звуковысотного анализа слуховых раздражителей, Доклады АПН РСФСР, 1958 г., N 3, с. 43-48.

В этой – а позже и в ряде других работ – было показано, что музыкальный слух человека можно развить, например, обучая испытуемого интонировать звуки, то есть, воспроизводить их частоту при помощи сознательно контролируемой работы голосовых связок.

«…когда испытуемые пытались просто различать два звука по высоте, пороги различения оставались высокими и не происходило заметных изменений звуковысотного слуха. При включении испытуемым своей деятельности в процесс звукоразличения пороги - различительной чувствительности значительно падают и формируется звуковысотный слух. Другими словами, когда испытуемые пропевали звуки, которые нужно было различить по высоте, их тональная чувствительность повышалась и благодаря вокальной деятельности формировался новый функциональный орган».

Лубовский Д. В.,  Введение в методологические основы психологии, М., Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж, Издательство НПО «МОДЭК», 2005 г., с. 165.

 

Описанный выше психологический эффект В.П. Беспалько трактует более широко на примере горбачёвской перестройки:

«Советский Союз 60-80-х годов прошлого века был страной с минимальной криминальной активностью молодёжи. Затем пришла «перестройка» с вульгарным пониманием свободы, когда освящённые веками человеческой мудрости моральные принципы и правила жизни были сданы в архив истории. Это сразу же сказалось на условиях жизни граждан новой России: правовой беспредел в общественной жизни, цветущая коррупция на государственном уровне, власть криминальных структур в народном хозяйстве. В течение жизни всего одного поколения Россия вошла в «передовые» криминальные и аморальные державы мира.

Этот естественный эксперимент явился хорошим подтверждением высказанной известным советским психологом А.Н. Леонтьевым мысли о том, что социальные свойства личности настолько подвижны и адаптивны, что они, под влиянием соответствующих обстоятельств или воспитания, могут измениться на «наоборот», как говорят англичане, «over night» (к утру).

Этим их свойством умело пользовались и пользуются различные маньяки, шарлатаны и проходимцы, увлекая толпы людей на дела, которые никаким раскаянием или сожалением не стереть из памяти народной как примеры беспредела, изуверства и массовой гибели невинных людей».

Беспалько В.П., Учебник. Теория создания и применения, М., НИИ школьных технологий, 2006 г.,  с. 29.