Медиация в мифах по Клоду Леви-Строссу

Медиация – говоря языком ТРИЗ – один из способов, разрешения противоречий в мифах разных народов мира, обнаруженный Клодом Леви-Строссом.

«Персонаж американской мифологии,  обычно  именуемый трикстером (плут, обманщик), долгое время представлял загадку. Как объяснить то, что по всей Северной Америке роль этого персонажа играет или койот, или ворон?

Это становится понятным, если принять во внимание, что миф обычно оперирует противопоставлениями и стремится к их постепенному снятию -  медиации.

Положим, что два члена, для которых переход от одного к другому представляется невозможным, заменены двумя другими эквивалентными членами, допускающими наличие третьего, переходного.

После этого один из крайних членов и медиатор, в свою очередь, заменяются новой триадой. Продолжим эту операцию. В результате мы получим следующую переходную (медиативную)  структуру  […]

Таким образом, можно ввести медиаторов  первой, второй, третьей и т. д. степени, поскольку с помощью оппозиций и  корреляций из каждого члена можно породить следующий  […]

Койот (пожиратель падали) - это переходная ступень между травоядными и плотоядными, подобно тому как туман - это переходная ступень между небом и землей; подобно тому как скальп - это переходная ступень между войной и земледелием (скальп - «жатва» войны); подобно тому как головня - это переходная ступень между дикими и культурными растениями (она заглушает культурные злаки, подобно дикорастущим травам); подобно тому как одежда - это переходная ступень от «природы» к «культуре»; подобно тому как отбросы есть переход от обитаемого места к дикой чаще; подобно тому как зола (и сажа) соединяет очаг (на земле) и крышу (образ небесного свода). Эта цепь медиаторов (если можно так выразиться) представляет как бы ряд логических членов, дающих ключ к расшифровке многих проблем мифологии индейцев: почему бог росы является также хозяином животных; почему бог богатых одежд - это чаще всего Золушка мужского пола (Ash-boy «Золик», «Мальчик золы»); почему скальпы дают росу; почему Мать зверей связывается каким-то образом с головней и т. д.».

Клод Леви-Строс, Структурная антропология, М., «Академический проект», 2008 г., с. 262-264.

 

Сглаживание противоречий по Леону Фестингеру