Интеллектуальная собственность в области инноваций
Этика наукиЭтика научной деятельности
Достойные средства достижения целиДостойная цель достигается достойными – а не любыми – средствами…
X
Интеллектуальная собственность в области инноваций
Этика наукиЭтика научной деятельности
Достойные средства достижения целиДостойная цель достигается достойными – а не любыми – средствами…
X
«К числу очень важных проблем научной этики относится и вопрос о том, как и в каких случаях делать сноски на работы своих предшественников.
Все отсылки к своим предшественникам, высказавшим аналогичные мысли, близкие соображения, приведшие необходимые для создания автором своей теории материалы, должны быть совершенно точны.
Именно такие отсылки к предшественникам и особенно к работам начинающих учёных способны поддерживать нормальную нравственную атмосферу в науке.
Особенно следует следить за тем, чтобы для «истории идеи» не пропали и те догадки, которые были высказаны в устных докладах, ещё не опубликованных, или в частных беседах. Если такие ссылки не будут делаться, в научном коллективе установится атмосфера недоверия, молчания и замалчивания, прекратятся научные споры и дискуссии, сократятся доклады и сообщения, учёные станут печататься на стороне, в журналах, которым доверяют, и т.д.
Точность ссылок не менее важна, чем сами ссылки. Известны и хорошо заметны следующие приемы недобросовестных отсылок. Скажем, сноска на предшественника делается, но не указывается, к чему она относится. «Пострадавший» не всегда может заявить претензию, ибо сноска есть, но толковать её можно по-разному. Бывает и так, что сноска делается на автора идеи, но не на нужную работу, не на необходимое место; цитируется мелочь и пропускаются главная мысль предшественника и главные материалы.
Иногда приходится слышать и такое самооправдание нечестного заимствователя чужих мыслей: «но я же в своей работе несколько раз на него сослался». Но что проку от этих ссылок, если они сделаны не по существу идеи?
Даже если в предшествующей литературе высказана не та мысль, но в чём-то похожая, учёный должен сделать отсылку с соответствующим разъяснением. Между учёными не должно быть «недоразумений», тем более если учёные не равны по своим авторитетам. Особенная ответственность всегда ложится на того учёного, который пользуется большим авторитетом, занимает в науке более высокое положение.
«Сильный» должен следить за тем, чтобы не обидеть «слабого». Уловки в отсылках особенно позорны, указывая на то, что «заимствователь» чужих идей ясно осознает, что делает, а не поступает так просто по незнанию или забывчивости. Иногда под новыми терминами недобросовестный автор скрывает старые идеи. В других случаях сотрудник стремится увеличить список своих работ различными искусственными способами. Всё это также ведёт к замутнению моральной атмосферы в науке».
Лихачёв Д.С., Текстология. На материале русской литературы X - XVII веков, Л., 1983 г., с. 45.
Корректные ссылки на первоисточники