Правила умозаключений в физике по Исааку Ньютону

«Правило I

Не должно принимать в природе иных причин сверх тех, которые истинны и  достаточны для объяснения явлений. По этому поводу философы утверждают, что природа ничего не делает напрасно, а было бы напрасным совершать многим то, что может быть сделано меньшим. Природа проста и не роскошествует излишними причинами вещей.

Правило II

Поэтому, поскольку возможно, должно приписывать те же причины
того же  рода проявлениям природы. Так, например, дыханию людей и животных, падению камней в Европе и в Африке, свету кухонного очага и Солнца, отражению света на Земле и на планетах.

Правило III

Такие свойства тел, которые не могут быть ни усиляемы, ни ослабляемы и  которые оказываются присущими всем телам, над которыми возможно производить  испытания, должны быть почитаемы за свойства всех тел вообще. Свойства тел постигаются не иначе, как испытаниями; следовательно, за общие свойства надо принимать те, которые постоянно при опытах обнаруживаются и которые, как не подлежащие уменьшению, устранены быть не могут. Понятно, что в противность ряду опытов не следует измышлять на авось каких-либо бредней, не следует также уклоняться от сходственности в природе, ибо природа всегда  и проста и всегда сама с собой согласна.

Протяжённость тел распознается не иначе, как нашими чувствами, тела же не  все чувствам доступны, но так как это свойство присуще всем телам, доступным  чувствам, то оно и приписывается всем телам вообще. Опыт показывает, что  многие тела тверды. Но твёрдость целого происходит от твёрдости частей его,  поэтому мы по справедливости заключаем, что не только у тех тел, которые  нашим чувствам представляются твёрдыми, но и у всех других неделимые частицы  тверды. О том, что все тела непроницаемы, мы заключаем не по отвлечённому  рассуждению, а по свидетельству чувств. Все тела, с которыми мы имеем дело,  оказываются непроницаемыми, отсюда мы заключаем, что непроницаемость есть  общее свойство всех тел вообще. О том, что все тела подвижны и, вследствие  некоторых сил (которые мы называем силами инерции), продолжают сохранять  своё движение или покой, мы заключаем по этим свойствам тех тел, которые мы  видим. Протяжённость, твёрдость, непроницаемость, подвижность и инертность  целого происходят от протяжённости, твёрдости, непроницаемости, подвижности  и инерции частей, отсюда мы заключаем, что все малейшие частицы всех тел  протяженны, тверды, непроницаемы, подвижны и обладают инерцией. Таково  основание всей физики. Далее мы знаем по совершающимся явлениям, что  делимые, но смежные части тел могут быть разлучены друг от друга, из  математики же следует, что в нераздельных частицах могут быть мысленно  различаемы ещё меньшие части. Однако неизвестно, могут ли эти различные  частицы, до сих пор не разделённые, быть разделены и разлучены друг от друга  силами природы. Но если бы, хотя бы единственным опытом, было установлено,  что некоторая неделимая частица при разломе твердого и крепкого тела  подвергается делению, то в силу этого правила мы бы заключили, что не только  делимые части разлучаемы, но что и неделимые могут быть делимы до  бесконечности и действительно разлучены друг от друга. Наконец, как опытами, так и астрономическими наблюдениями устанавливается,  что все тела по соседству с Землею тяготеют к Земле, и притом  пропорционально количеству материи каждого из них; так, Луна тяготеет к  Земле пропорционально своей массе, и взаимно наши моря тяготеют к Луне, все  планеты тяготеют друг к другу; подобно этому и тяготение комет к Солнцу. На  основании этого правила надо утверждать, что все тела тяготеют друг к другу.  Всеобщее тяготение подтверждается явлениями даже сильнее, нежели  непроницаемость тел, для которой по отношению к телам небесным мы не имеем  никакого опыта и никакого наблюдения. Однако я отнюдь не утверждаю, что  тяготение существенно для тел. Под врожденною силою я разумею единственно  только силу инерции. Она неизменна. Тяжесть при удалении от Земли  уменьшается.

Правило IV

В опытной физике предложения, выведенные из совершающихся явлений с помощью  наведения, несмотря на возможность противных им предположений, должны быть  почитаемы за верные или в точности, или приближённо, пока не обнаружатся  такие явления, которыми они ещё более уточнятся или же окажутся  подверженными исключениям. Так должно поступать, чтобы доводы наведения не уничтожались  предположениями».


Исаак Ньютон, Математические начала натуральной философии, М., «Наука»,  1989 г., с. 501-504.