Построение научных моделей
СоциологияЗакономерности, модели и эффекты и в группах людей от сотен человек и выше
X
Построение научных моделей
СоциологияЗакономерности, модели и эффекты и в группах людей от сотен человек и выше
X
Майкл Аргайл вместе с соавторами издал книгу Социальные ситуации / Social Situations, где было проанализировано около 1000 психологических и социологических работ, содержащих анализ параметров различных социальных ситуаций...
Признав предыдущие модели неудовлетворительными, учёные разработали собственную многопараметрическую модель, содержащую 9 основных переменных:
«1. Цели - центральный, системообразующий фактор.
2. Правила - общепринятое мнение о допустимом и недопустимом поведении в ряде конкретных ситуаций.
3. Роли - принятые в данной культуре модели взаимодействия.
4. Набор элементарных действий - простейшие вербальные и невербальные формы участия во взаимодействии.
5. Последовательность поведенческих актов (например, принятый порядок смены ролей говорящего и слушающего).
6. Концепты - знания, наличие в когнитивной структуре определенных категорий, обеспечивающих понимание ситуации, как, например, знание при игре в шахматы, что такое ферзь или что означает слово «шах». В социальной ситуации такими концептами выступают представления о людях, социальной структуре, элементах взаимодействия и объектах, включенных во взаимодействие.
7. Физическая среда, элементами которой являются границы ситуации (закрытое помещение, улица, площадь и т. п.), реквизит (например, классная доска, парты в школьном классе), модификаторы (физические качества среды, воздействующие на органы чувств) - цвет, шум, запахи и т. п., пространство - дистанция между людьми и объектами.
8. Язык и речь - ситуационно обусловленные словарь, обороты речи, интонации, используемые участниками взаимодействия.
9. Трудности и навыки - различные препятствия для взаимодействия и навыки их преодоления.
Перечисленные факторы в совокупности образуют систему.
Нетрудно заметить, что они отражают как объективные аспекты ситуации внешние по отношению к субъекту действия и доступные для измерения объективными методами (3; 4; 5; 7; 8), так и субъективные, локализованные в сознании и психике индивида, которые могут быть исследованы методами самоотчёта (1; 2; 6; 9).
Отличительной чертой нового подхода к социальной ситуации является, по замыслу его инициаторов, акцент на её объективные аспекты с учётом субъективных. Последние считаются установленными в том случае, когда относительно них среди участников взаимодействия существует общепринятая точка зрения, или, иначе говоря, когда эти факторы отвечают критерию конвенциональной объективности».
Шихирев П.Н., Современная социальная психология, М., «Институт психологии РАН», 2000 г., с. 285-286.