Интересно замечание А.А. Богданова в его статье «Вопросы социализма», как люди «не видят» возможности создания новой научной дисциплины:
«Каждая наука представляет собранный, оформленный и обобществлённый, словом - социально организованный опыт человечества в определённой области явлений. Следовательно, наш вывод может быть выражен так: для решения мировой организационной задачи необходимо собрать, оформить и обобществить организационный опыт человечества.
Как ни странно доказывать такую, казалось бы, само собой разумеющуюся истину, однако нельзя не считаться с тем, что она до крайности непривычна для огромного большинства нашей публики. Кто способен понять эту истину, для того она уже доказана. Но господствующие способы мышления заключают в себе величайшие препятствия к её пониманию.
В обывательском сознании дело организации вообще не является вопросом науки, а только вопросом «искусства», в случаях же более сложных - вопросом «таланта» или «гения».
Организации, в которых обыватель живёт, - семья, хозяйство, государство - имеют традиционный характер, веками выработанное строение. Они сложились в стихийном историческом процессе, оформлены стихийным подбором; научная планомерность не участвовала в их созидании. Здесь также воплощен организационный опыт человечества, но в форме донаучной и некритической, в форме обычая, т. е. передающегося от поколений поколениям привычного хода действий и мыслей. Если обыватель, положим, хочет или, вернее, должен организовать семью, то самостоятельная работа его сознания сводится к выбору подходящего лица другого пола; в остальном почти все его действия предрешены традицией, полусознательной или бессознательно усвоенной из социальной среды: предрешены способы сближения с избранным объектом, формы и границы предварительного ухаживания, формальности последующих стадий и т. д.
Предопределены прошлым в той же мере и методы и рамки его последующего ведения хозяйства, и отношения к ближайшему кругу соседей и знакомых, к государству, к церкви... Тут нет места организационному творчеству, или, вернее, роль его выражается бесконечно малою величиной: всё решается «само собою».
Здесь и складывается его точка зрения на организационные вопросы жизни: они просто не существуют для него, как вопросы, требующие исследования, обобщения, научной разработки».
Богданов А.А., Вопросы социализма: работы разных лет, М., «Политиздат», 1990 г., с. 311.
В этом же году в статье «Социализм науки» он утверждает:
Очевидно, и работа отдельных научных отраслей в организации планомерного мирового хозяйства должна быть подчинена такой объединяющей науке. Какой же именно? Если дело идёт сразу и совместно об организации людей, вещей и идей, то ясно, что это наука всеобщая организационная. Это - наука, охватывающая и закрепляющая весь организационный опыт человечества. Она должна вывести из него законы, по которым группируются в целостное единство или разобщаются между собою какие угодно элементы бытия - предметы и силы, природы мертвой, или живой, или идеальной. Буржуазный мир не способен создать такой науки: она чужда его сущности. Он весь пропитан анархией, весь разрознен, разъединён перегородками; его силы враждебно сталкиваются, стремясь дезорганизовать друг друга: ему ли собрать вместе, и гармонично слить организационную волю и мысль, рассеянную в его среде, дышащей противоречиями?».
Богданов А.А., Вопросы социализма: работы разных лет, М., «Политиздат», 1990 г., с. 372.