А.А. Богданов описывает один приём при создании научных моделей – изменение точки зрения:
«Рабочему классу нужна наука пролетарская. А это значит: наука, воспринятая, понятая и изложенная с его жизненных задач, наука, организующая его с классовой точки зрения, способная руководить выполнением его силы для борьбы, победы и осуществления социального идеала. Что такое наука, понятая с пролетарской точки зрения, это впервые показал Маркс по отношению к политической экономии, по отношению к истории - наукам общественным. Как произвёл Маркс перемену точки зрения для этих наук, это мне пришлось раз пояснить с помощью сравнения из области астрономии:
«За три с половиной века до Маркса жил скромный астроном - Николай Коперник. Он также преобразовал свою науку...
Древние астрономы добросовестно наблюдали небо, изучали движения светил, видели, что есть в них глубокая, стройная, непреложная закономерность, старались выразить и передать её. Но - тут получалась какая-то странная запутанность. Планеты идут среди звезд то быстрее, то медленнее: порой как будто останавливаются, поворачивают назад и опять переходят к прежнему направлению: а через определённое число месяцев и дней они снова на старом месте и начинают тот же путь. Приходилось придумывать сложные теории, отдельное небо для каждой планеты, предначертанные каждой круги, вращающиеся в свою очередь по другим кругам, и т. д. Неясность не исчезала, расчёты были страшно трудны.
У Коперника возникла мысль: не потому ли все это так сложно и запутанно, что мы смотрим с Земли? А что, если переменить точку зрения и попробовать - конечно, лишь мысленно - посмотреть с Солнца? И когда он сделал так, то оказалось, что всё стало просто и ясно: планеты, и Земля в числе их, движутся по круговым, а не извилистым путям и Солнце - их центр; но раньше этого не понимали, потому что Землю считали неподвижной, и её движение смешивалось с путями планет. Так родилась новая астрономия, которая объяснила людям жизнь неба.
До Маркса жизнь общества исследовали буржуазные учёные и смотрели на неё, естественно, с точки зрения своего собственного положения в обществе, с точки зрения класса, который не производит, а подчиняет себе труд других людей и пользуется им. Но с того места не всё видно, и многое представляется в искажённом виде, и многие движения жизни запутываются так, что их нельзя понять.
Что сделал Маркс? Он переменил точку зрения. Он взглянул на общество с точки зрения тех, кто производит, - рабочего класса, и всё оказалось иначе. Обнаружилось, что именно там центр жизни и развития общества, то Солнце, от которого зависят пути и движение людей, групп, классов. Маркс не был рабочим; но силою мысли он сумел вполне перенестись на позицию рабочего. И он нашёл, что с этим переходом всё тотчас меняет очертания и формы: раскрываются для глаз силы вещей и причины явлений, незаметных оттуда, со старой позиции; действительность, истина, даже сама очевидность становятся иными, часто противоположными прежним.
Да и сама очевидность. Что может быть очевиднее для капиталиста, чем то, что он кормит рабочего? Разве не он даёт рабочему занятие и заработок? Но для работников не менее очевидно то, что они своим трудом кормят капиталистов. И Маркс учением о прибавочной стоимости показал, что первая очевидность - иллюзия, видимость, подобно ежедневному движению Солнца вокруг Земли, а вторая - истина.
Маркс нашёл, что все мысли и чувства людей получают разное направление, складываются несходно, смотря по тому, к какому классу эти люди принадлежат, то есть какое положение в производстве или около производства они занимают. Различны интересы, привычки, опыт, различны и выводы из них. То, что для одного класса разумно, для другого - нелепо, и наоборот, что для одного справедливо, законно, нормально, для другого – несправедливость, злоупотребление силою: что кажется свободою тем - рабством кажется этим; идеал этих вызывает ужас и отвращение тех.
Маркс подвел итоги и сказал: «общественным бытием людей определяется их сознание»; или, другими словами: экономическим положением определяются мысли, стремления, идеалы. Это была та идея, посредством которой он преобразовал всю общественную науку... На ней основал он великое учение о классовой борьбе, через которую идёт развитие общества. И он исследовал путь этого развития и показал, куда он ведёт, какому классу предстоит создать новую организацию производства, какая будет эта организация и как она покончит с разделением на классы, с их вековою борьбой.
Маркс не был рабочим. Но в рабочем классе великий учёный нашел точку опоры для своей мысли, точку зрения, которая позволила ему проникнуть в глубину действительности и породила его идею. Сущность этой идеи - самосознание трудового пролетариата…
Маркс указал задачу, наметил путь; но сам. Разумеется, мог только отчасти выполнить преобразование тех наук, над которыми работал. Другие продолжали и продолжают: научное творчество - дело коллективного труда; силы личности, время жизни, которым она располагает, ограничены, как бы ни была она гениальна. Да и опыт постоянно накопляется новый: в наше время стало известно много таких фактов, каких во времена Маркса не было или о каких не имели понятия».
Богданов А.А., Социализм науки / Вопросы социализма: работы разных лет, М., «Политиздат», 1990 г., с. 366-368.