«С перемещением картин в галерею освободилась одна из двух комнат, занимавшихся Третьяковым. Он решил отвести её для конторы. Вторая угловая комната служила ему кабинетом и одновременно рабочей комнатой. Сюда приносил Третьяков купленные картины и оставлял постоять несколько дней. Внимательно изучал их с точки зрения техники письма, качества холста, проверял сохранность.
В кабинете стояла ореховая мебель, обитая коричневым репсом. На овальном столе стояла бледно-зелёная пепельница из нефрита и бронзовый мальчик, держащий на голове часы. Короткий, почти квадратный диванчик стоял у ниши в стене. Этот диванчик Третьяков очень любил и отдыхал на нём, подобрав ноги. На одном из столов под стеклянным колпаком стояла маленькая бронзовая лошадка скульптора Клодта, а на другом столе, придвинутом к окну, часто лежали картины, кисти, увеличительное стекло, стояли флаконы с лаком.
Павел Михайлович не только собирал картины, но с интересом изучал технологию живописи, свойства красок, умел крыть лаком картины и без помощи реставраторов удалять повреждения в холсте, заделывать трещины в красочном слое, промывать загрязненные холсты. Время от времени он, как опытный врач, осматривал картины, проверял их сохранность и, если находил нужным, реставрировал.
Художники для лучшей сохранности картины по окончании работы через год или полгода, в зависимости от того, как просохнет красочный слой, покрывали её лаком. Не всякий художник мог покрыть свою картину лаком с таким мастерством, как это делал Павел Михайлович, и поэтому многие художники, даже такие, как Репин, полностью доверяли Третьякову эту операцию. Он пользовался советами опытных реставраторов, например Д. Арцыбашева.
По праздникам и воскресным дням, когда Третьяков не выезжал по делам, он запирался в своём кабинете и просиживал над реставрацией картин весь день. В кабинете было так тихо, что слышался равномерный ход часов, которые бронзовый мальчик держал на голове, а в воздухе носился смешанный запах лака, красок и сигары, которую Павел Михайлович курил в короткие минуты отдыха. В час обеда раздавался лёгкий стук в дверь. Третьяков приоткрывал маленькую щёлку, протягивал руку, брал у прислуги еду и тотчас запирал дверь на ключ.
Павел Михайлович праздности не любил; и в свободное время он занимался каким-нибудь делом».
Безрукова Д.Я., Третьяков и история создания его галереи, М., «Просвещение», 1970 г., с. 24-25.