Функциональное решение по Карлу Дункеру

Карл Дункер опубликовал статью: A qualitative (experimental and theoretical) study of productive thinking (solving of comprehensible problems) / Качественное (экспериментальное и теоретическое) исследование продуктивного мышления.

Автор статьи, наблюдая испытуемых в процессе решения творческих задач, обнаружил, что  в начале находится общий принцип – так называемое «функциональное решение» и только потом – конкретное решение.

«Проникновение» в проблемную ситуацию заканчивается принятием функционального решения. Последнее является положительным результатом проникновения. В функциональном решении содержатся существенные черты требуемого подхода к задаче, т. е. «функциональный» аспект конечного решения. [...]  Вторая и последняя стадия - это процесс реализации (или исполнения) функционального решения, выбор того, что действительно нужно для решения…»

Карл Дункер, Качественное (экспериментальное и теоретическое) исследование продуктивного мышления в Сб.: Психология мышления, М., «Прогресс», 1965 г., с.81.

 

Позже, в 1936 году, учёный уточнил:

Согласно анализу процесса решения задач «…первым шагом является обычно выбор того «диапазона», внутри которого затем будет отыскиваться решение. Этот диапазон может характеризоваться некоторым общим свойством правильного решения или заключать в себе общий метод, с помощью которого можно прийти к решению. Внутри этого диапазона вскоре возникают «функциональные решения»; в них определяются требования, которым должно удовлетворять окончательное решение. Функциональные решения имеют следующую типичную форму: «Если получить то-то и то-то, задача будет решена. Как же его найти?» Другими словами, функциональное решение представляет собой не что иное, как специфическую конкретизированную задачу. Если представить себе некоторую задачу как цепь с недостающим звеном, то функциональное решение, как оно определено выше, является решением в том смысле, что оно описывает функциональные свойства недостающего звена; в то же время оно является задачей, поскольку не определяет конкретно это звено».

К. Дункер и И. Кречевский, О процессе решения задач в Сб.: Психология мышления, М., «Прогресс», 1965 г., с. 239.

 

 Плейлист «Видеозадачник VIKENT.RU»