Эффект «Функциональной закреплённости» по Карлу Дункеру

Карл Дункер, наблюдая испытуемых в процессе решения творческих задач, открыл эффект, заключающийся в том, что человеку используемые определённым образом предметы позже затруднительно начать использовать иначе...

В 1924 году в совместной работе вместе с К. Зенером он пришёл к выводу: механическое повторение решения проблемных задач ведёт к ухудшению результатов при решении новых задач.

В другом подобном эксперименте, предпринятом в 1935 г. Карлом Дункером, …испытуемым давали коробку с кнопками и свечу; задача - прикрепить свечу к стене так, чтобы она располагалась вертикально и нормально горела. Испытуемые придумали множество хитрых способов, причём некоторые были совершенно невероятны по изобретательности и сложности. Однако большинство испытуемых не смогли догадаться, что нужно вынуть кнопки из коробки, прикрепить её к стене, а затем поставить в неё свечу.

Когда другой группе испытуемых в том же эксперименте вначале показывали пустую коробку и кнопки, высыпанные на стол, это подсказывало им правильное решение, и они находили его быстрее.

Результаты подобных экспериментов дают основание предполагать, что людям, как правило, бывает сложно представить, как можно использовать обычные предметы в необычных целях.

[…] восприятие коробки как предмета для хранения в нем чего-либо является настолько устоявшимся, что нам сложно представить другие возможности ее использования. Этот эффект известен в психологии как функциональная фиксированность.

Тайны мышления: популярная психология, М., Мой Мир, 2005 г., с. 140-141.

Подобный эффект Карл Дункер назвал:Функциональная закреплённость / фиксированность. Англоязычные синонимы: Functional fixedness, Functional fixity.

Этот эффект - следствие психологической установки при решении творческих (креативных) задач, которое состоит в том, что человек рассматривает возможности использования предметов только по их наиболее привычному ему назначению (функции) и затрудняется предложить нестандартные способы применения известного предмета для решения новой возникшей проблемы…