«Проверка целесообразности данной науки
При проверке целесообразности помещения науки в ряд наук и представления в собственном учебнике мы обязаны:
(1) исследовать, не является ли понятие этой науки пустым (leer), т. е. имеются ли истины этого вида на самом деле,
(2) постигаемы ли вообще эти истины хотя бы некоторыми людьми,
(3) значимы ли они для этих людей,
(4) выразимы ли эти истины письменными знаками? Если мы можем утвердительно ответить на все эти вопросы, то необходимо далее исследовать,
(5) не является ли совокупность истин науки настолько большой, что человек не в состоянии охватить их?
(6) Могут ли истины данной науки способствовать открытию других истин?..
(7) Приносят ли истины данной науки конкретную пользу людям?
Лишь в совокупности утвердительных ответов на все поставленные вопросы мы можем видеть целесообразность самой обсуждаемой нами науки...»
Бернард Больцано, Учение о науке (избранное), СПб, «Наука», с. 384.