Научные события по Джеральду Холтону

Джеральд Холтон опубликовал работу: The Scientific Imagination; Case Studies, где представил развитие науки как цепь «научных событий».

Каждое такое событие, можно охарактеризовать, как минимум, 8 параметрами:

«Прежде всего, конечно, встаёт вопрос о понимании научного содержания события, как оно складывается в определённое время – и в интерпретации современников, и, само собой, в терминах наших сегодняшних представлений. Что было спорного в утверждениях учёного? Какие препятствия реально вставали на его пути? […]

Во-вторых, существует проблема временной траектории того состояния научного знания, которое разделяется учёными (т. е. «обобществлённый», «публично выраженный», а не «частный» характер); эта траектория ведёт к периоду, в который мы помещаем событие, и, возможно, уходит за его границы. […]

Третий аспект относится к изучению более уникальных индивидуальных черт той деятельности, в которую погружено событие… […]

Четвертой компонентой исторических исследований является установление временной траектории именно этой, по преимуществу «частной», научной деятельности - непрерывности и разрывов в индивидуальном развитии учёного или науки в процессе её создания, как она воспринимается им через призму его индивидуальных усилий. Теперь уже событие Е в момент времени t предстает как точка пересечения двух траекторий, двух Мировых Линий, одна из которых прочерчивается для «публичной науки» (назовём её S2), а другая - для «частной» (S1), если использовать полезную, когда ею не злоупотребляют, терминологию сокращённой записи.

В-пятых, возникает целая историческая полоса, параллельная траектории S1 и заканчивающаяся на ней как на одной из своих границ,которая выделяет всю психобиографическую эволюцию человека, чьи работы сейчас изучаются. Здесь перед нами разворачивается новая и интригующая воображение область исследований взаимосвязей между научной работой индивида и его частным образом жизни.

Шестым аспектом неизбежно станет изучение социологической обстановки, условий или влияний, порождаемых коллегиальными связями, динамики групповой работы, состояния профессионализации в данное время, институциональных механизмов финансирования, оценки и принятия исследований, включая и количественные тенденции в данной сфере. Здесь мы вступаем в область анализа научной политики и социологии науки в узком смысле этого термина.

В-седьмых, появляется ещё одна полоса, параллельная траекториям S1 и S2 и переходящая в них; здесь выделяются те аспекты культурной эволюции за пределами науки, которые влияют на неё или испытывают её влияние, в связи с чем возникают проблемы обратных связей, соединяющих между собой науку, общество и технологию, науку и этику, науку и литературу.

Наконец, существует и логический анализ изучаемых научных работ. Будучи сначала учеником, а позднее коллегой Перси Бриджмена и Филиппа Франка, я в своём собственном развитии прежде всего прошёл через фазу глубокого интереса и уважения к плодотворному анализу логики науки, которая предшествовала работе в области анализа её собственно исторических аспектов.

Эти восемь областей исследований отнюдь не разделены какими-то непреодолимыми барьерами. Конечно, каждая область требует собственной специализации, а потому и своего операционального самовычленения. Для любой из них нетрудно сразу же назвать имена их героев и очертить их перспективы. Однако сегодня мы все могли бы согласиться, хотя и с той или иной степенью сожаления, что решение настоящих проблем истории науки (со всеми её противоречиями и междисциплинарными связями), ограничиваемое отделёнными друг от друга компонентами, было бы в конце концов редукционистской стратегией, на которую нас толкали бы или обрекали пределы человеческих возможностей».

Джеральд Холтон, Тематический анализ науки, М., «Прогресс», 1981 г., с. 19-22.