Бенджамин Франклин получил письмо от молодого человека с просьбой дать совет по решению его проблемы...
Не зная всех деталей, Бенджамин Франклин ответил:
«В столь для Вас важном деле, в котором Вы просите моего совета, я не в силах рекомендовать Вам, какое решение принять, ввиду отсутствия достаточного знания обстоятельств. Однако, если угодно, я укажу Вам, как его принять.
Подобные обременительные ситуации являют собой трудность потому, что при размышлении о них в сознании нашем не присутствуют вдруг все резоны «за» и «против», но порой предстают одни, а порой - иные, и тогда первые исчезают из виду. Посему ум наш попеременно захватывается разными намерениями и устремлениями, а также порождающей замешательство неопределённостью.
Чтобы покончить с этим, я обычно разделяю пол-листа бумаги чертой на две колонки и заношу в одну аргументы «за», а в другую - аргументы «против». После трёх или четырёх дней размышлений, я коротко записываю под нужными заголовками разные мысли «за» и «против», которые пришли ко мне в разное время. Собрав их таким образом воедино перед глазами, я отваживаюсь начать взвешивать их. Когда попадаются мне два аргумента (по одному с каждой стороны), кажущиеся равновесными, я вычёркиваю их оба. Если попадается один аргумент «за», равнозначный двум аргументам «против», - вычёркиваю все три.
Двигаясь так, я отыскиваю, что может иметь решающее значение. Если по прошествии одного или двух дней дальнейших размышлений ничего нового не появляется, то … я прихожу к соответствующему решению. И хотя весомость аргумента не может быть измерена с точностью алгебры, всё же, размышляя о каждом отдельно и сравнивая его со всеми остальными перед глазами, мне кажется, я способен сделать более разумное суждение и менее склонен к ошибке. Я обнаружил огромные достоинства в составлении таких уравнений, - занятии, которое можно назвать учебной алгеброй благоразумия».