Цели и задачи направления «социальный интеллект» по Карлу Альбрехту

«Рискуя слишком углубиться в философию, рассмотрим науку о социальном интеллекте в более широком контексте и посмотрим, куда изучение этой дисциплины может нас привести.

Наблюдатель с далёкой планеты, вероятно, с намного более мудрой и успешной культурой, чем наша, ужаснётся, взглянув на неспособность людей сотрудничать и воздерживаться от нечеловечного поведения. Справедливости ради, этот наблюдатель должен будет признать великие заслуги и усилия человечества в области совместной работы, а также осудить его за ужасающие злодеяния. Великие пирамиды, Панамский канал, высадка на Луну, Интернет. Всеобщая декларация прав человека и ледовое шоу «Ice Capades» - это Вам не шуточки.

Однако этот инопланетный наблюдатель наверняка отметит, что мы, люди, способны вызывать разрушения и причинять страдания в огромных масштабах - точно так же, как созидать и сотрудничать.

Между прочим, многие наши великие проекты были связаны со значительным «сопутствующим ущербом». После того как самые талантливые мастера Индии завершили строительство Тадж-Махала, император Шах-Джахан велел убить их: он ослепил главных архитекторов, чтобы они никогда не повторили своего шедевра. По историческим свидетельствам, более 5000 рабочих погибли при строительстве Панамского канала.

Взглянув на историю человечества в целом, инопланетный наблюдатель мог бы вполне оправданно объявить нас убийцами - единственными существами, которые, по словам Марка Твена, за жалкую плату хладнокровно убивают себе подобных. В прошлом веке примерно  1 000 000 человек умирали ежегодно в войнах и при других столкновениях. И это только люди, которых убивали профессионально: сопутствующий ущерб - смерть от голода, болезней и социального коллапса - намного внушительнее.

Знаменитый английский писатель-фантаст Г. Дж. Уэллс отметил: «История человечества превращается в гонку между образованием и катастрофой. Такие антропологи, как, например, покойный Стивен Джей Гулд, назвали нас сравнительно молодым, «неиспытанными видом и не видят никаких доказательств того, что мы переживём тараканов.

На мой взгляд, нам как виду необходимы три вещи, чтобы увеличить наши шансы на выживание и сравнительно мирную жизнь. Ни одна из них сама по себе не решит проблему нечеловеческого отношения людей друг к другу, а вместе они могут, вероятно, лишь снизить уровень жестокости. Но, так как мы постепенно теряем их, мы движемся в неправильном направлении.

Во-первых, нам нужны лидеры, поведение которых стало бы примером высокого социального интеллекта. В частности, нам нужны лидеры, которые могут сформулировать позитивное видение развития и прогресса - даже если оно не сделает счастливыми всех нас. Нам нужны лидеры, которые обратятся к нашему высшему «я» и будут поощрять нас развиваться на уровне индивидов и на уровне общества, вместо того чтобы потакать нашим примитивным страхам, эгоизму и алчности.

Во-вторых, нам нужна система образования, которая поощряет принципы поведения, ассоциирующиеся с высоким социальным интеллектом, которая учит нашу молодежь понимать культуры и субкультуры современного мира и которая подчеркивает ценность сотрудничества по сравнению с конфликтным взаимодействием. Нам нужна система образования, которая учит молодых людей чётко выражать свои мысли, стремиться быть понятыми и понять других, прежде чем судить об их поведении. Нужна реальная альтернатива словарному запасу современной молодежи, который состоит из 17 слов: «клёво», «прикольно», «я типа...». «Да ты чё!», «проехали» и т. д.

И, в-третьих, нам нужна медиа-атмосфера, которая служила бы высшим целям культуры, а не просто коммерческим интересам корпораций, чьи руководители считают, что вправе продавать всё, что вздумается, каждому, на кого они могут повлиять, и любыми способами. Если вместо использования туманного, неопределённого понятия «медиа» обратить внимание на лидеров коммерческих предприятий, управляющих медиа-средой, то в какой-то степени - возможно, больше, чем сейчас, - нам удастся привлечь их к ответственности и наказать за серьёзнейшие последствия воздействия этой среды на наших детей, лидеров, принципы, учреждения и политику».

Карл Альбрехт, Социальный интеллект. Наука о навыках успешного взаимодействия с окружающими, М., «Бизнес Психологи», 2011 г., с. 42-44.

 

Достойная цель по Г.С. Альтшуллеру