Закономерности и эффекты качественного (!) обучения студентов и взрослых специалистов. Повышение квалификации
Обучение детейЗакономерности и эффекты качественного (!) обучения дошкольников, школьников…
X
Закономерности и эффекты качественного (!) обучения студентов и взрослых специалистов. Повышение квалификации
Обучение детейЗакономерности и эффекты качественного (!) обучения дошкольников, школьников…
X
Грегори Бейтсон в книге: Шаги в направлении экологии разума / Steps to an Ecology of Mind предложил классификацию уровней обучения / изменений:
«Научение 0 - это отсутствие изменения. Оно включает повторяющиеся формы поведения, при которых человек, группа или организация действуют привычным образом или оказываются «внутри ящика», - привычки, сопротивление, инерция.
Научение I - это постепенное, нарастающее изменение. Оно включает корректирование и адаптацию через поведенческую гибкость и расширение навыков. Хотя эти модификации могут помочь расширить способности отдельной группы или организации, они всё ещё остаются «внутри ящика»; это может быть развитие и усовершенствование новых приёмов и способностей.
Научение II - это быстрое, резкое изменение. Оно предполагает мгновенную замену реакции на совершенно иную категорию или класс действий. По существу, это переключение с одного типа «ящика» на другой, например изменение в политике, ценностях или приоритетах.
Научение III - это эволюционное изменение. Оно характеризуется существенными изменениями, которые выходят за рамки текущей идентичности человека, группы или организации. Мы могли бы сказать, что они находятся не только вне «ящика», но и вне «здания», - например смена роли, марки или идентичности.
Научение IV - это революционное изменение. Оно предполагает пробуждение к чему-то полностью новому, уникальному и преобразующему. На уровне Научения IV человек, группа или организация находятся вне «ящика» или «здания» и в новом мире, что характеризуется, например, полностью новыми реакциями, технологиями или способностями, которые открывают дверь к ранее неизвестным и не отмеченным на карте возможностям.
Если использовать компьютерную аналогию, то хранящиеся в компьютере данные подобны Научению 0. Они неизменны и многократно используются независимо от того, какая программа выполняется на компьютере. Выполнение программы проверки правописания с этими данными подобно Научению I. Программа проверки правописания делает корректирующие изменения в конкретном наборе данных».
Цитируется по: Роберт Дилтс, Коучинг с помощью НЛП, СПб, «Прайм-Еврознак», 2004 г., с. 234-235.