«Всякое рассмотрение развития общественных наук в капиталистическом мире XX века было бы неполным без известного обращения к областям философии и религии, или, точнее, теоретической основы религии - теологии, называемой в средние века королевой наук.
Нельзя сказать, что и философия и теология являлись науками, сравнимыми с уже рассмотренными нами науками; они претендуют на гораздо большее; они содержат очень мало такого, что поддаётся какой-либо проверке. Философия и теология включены в наш обзор потому, что общественная наука в период капитализма всё ещё не до конца выделилась из этих идей и формулировок до научных форм мысли и чувств.
Теории, или теологии, всевозможных религий мира, особенно христианской религии, неоднократно изменялись в прошлом в ответ на изменения состояния общества. Они могут ещё раз измениться или постепенно совсем исчезнуть в будущем. Невозможно сохранить миросозерцание, совершенно не гармонирующее с существующими условиями: бесполезно стараться привязать настоящее к прошлому в чьих угодно интересах. Именно в этом состоит существо реакции и её интеллектуального приспешника-обскурантизма. Поскольку теология и философия пытаются сохранить устаревшее миросозерцание и привязать настоящее к прошлому, постольку они осуждают себя на бесплодность. Хотя в прошлом философия и теология, подобно науке и религии, фигурировали как главные антагонисты в борьбе за человеческий разум, теперь их вполне можно рассматривать вместе. Ибо, будучи связанными в капиталистических странах интересами сохранения статус-кво, теология и философия, находясь в опасном положении, уладили большинство своих ссор в общих интересах борьбы против материалистической философии».
Джон Бернал, Наука в истории общества, М., «Издательство иностранной литературы», 1956 г., c. 613.