Писцы в Древнем Египте

«…после основания первых городов, приблизительно в эпоху первых династий в Египте и ранних королевств в Месопотамии, стало очевидным, что потребности широкой общественной организации ведут к отходу самих организаторов от действенных технических процессов. По мере роста числа правителей и неизбежности их власти они превращались в касту, заметно отделившуюся от ремесленников и свысока относившуюся к ним.

Очень интересный, пример, характеризующий это новое положение, содержится в отрывке из египетского папируса неизвестной, но, по-видимому, ранней даты. Из его содержания видно, что это - инструкция отца своему сыну, которого он посылает в «Школу обучения писцов».

«Я постиг тяжёлый физический труд - отдай своё сердце буквам. Я также любуюсь человеком, который свободен от физического труда, поистине нет ничего более ценного, чем буквы. Как человек бросается в воду, так и ты погружайся в самую глубь литературы Египта... Я видел кузнеца, руководящего своими подручными, но я видел и металлиста во время его тяжкого труда перед ярко горящим горном. Его пальцы подобны коже крокодила, от него исходит зловоние больше, чем от рыбьей икры. И каждый плотник, который работает и обтачивает что-то, больше ли он отдыхает, чем пахарь? Его полем является дерево, его сохой - паяльник. Освободившись от работы ночью, он работает больше, чем его руки (в течение дня). Ночью он зажигает лампу.

Участь ткача, сидящего в тесной хижине, хуже участи женщины. Его бедра плотно прижаты к груди, и он не может свободно дышать. Если за целый день он не сможет изготовить положенное ему количество тканого материала, его изобьют, как лилию в пруду. Только подкупив надсмотрщика у дверей (своим) хлебом, он сможет поглядеть на солнечный свет... Я говорю тебе, что ремесло рыбака хуже всякого другого ремесла, - он поистине не живёт за счёт своей работы на реке. Он путается среди крокодилов, и если свитков папируса будет недостаточно, он может кричать (о помощи). Если ему не скажут, где прячется крокодил, страх слепит его глаза. Поистине нет лучшего занятия, чем то, лучше которого не найти, исключая профессии писца, лучшей из всех.

Человек, который знает искусство письма, - высший в силу одного этого, чего нельзя сказать о других занятиях, только что обрисованных мной. Поистине каждый рабочий проклинает своего товарища. Ни один человек не скажет писцу: «Паши поля для этого господина»... Один день (провести) в помещении для обучения лучше для тебя, чем вечность за пределами её; эти работы (длятся подобно) горам... Поистине богиня Реннит находится на пути бога. Она находится рядом с писцом и в день его рождения и тогда, когда он, став мужчиной, войдёт в палату Совета. Поистине не существует ни одного писца, который бы не ел пищу из дворца короля (жизнь, сила и здоровье ему)».

Как будет видно, занятия белоручек считались морально и практически более высокими и даже не менее важными, чем интенсивный труд по кладке стен, если учесть фантастически сложную систему письма и подсчетов эпохи ранних цивилизаций.

Жрецы-правители, освобожденные от работы с материальными предметами, стремились разработать свои символические методы и наделить их независимой реальностью. В одном смысле это было ценно, поскольку позволяло, по меньшей, нескольким избранным умам, иметь досуг для мышления; и действительно, они были в состоянии создавать из этих символов абстрактные системы в математике.

Огромные достижения людей, производивших расчёты в Египте и Вавилоне, являлись основой, на которой позднее была создана абстрактная математика греков. Тем не менее, такое обращение с символами позволило сохранить гораздо больше первобытных идей, таких, как симпатическая магия времен охотничьего уклада жизни и дальнейшее увеличение силы духов».

Джон Бернал, Наука в истории общества, М., «Издательство иностранной литературы», 1956 г.,  c.79-80.