«Противоречие есть критерий истины,
отсутствие противоречия - критерий заблуждения»
Гегель
Строя свою философскую систему, Гегель уделил много внимания именно противоречиям, поскольку: «... нет вообще абсолютно ничего, в чем мы не могли бы и не были бы вынуждены обнаружить противоречие, т.е. противоположные определения...».
Гегель, Энциклопедия философских наук в 3-х томах, Том 1, М., «Мысль», 1974 г., с. 227.
«По мысли Гегеля, никакая из предшествующих ему философских систем не была подлинно научной. А между тем задача философии, как её понимал Гегель, состоит именно в том, чтобы философия была обоснована и развита в виде научной философской системы.
«Я поставил себе целью, - писал Гегель в предисловии к «Феноменологии духа», - поработать над тем, чтобы философия приблизилась к форме науки, чтобы... она могла оставить своё имя любви к знанию и стать действительным знанием».
По Гегелю, знание и наука в сущности синонимы: «Внутренняя необходимость для знания быть наукой лежит в его природе...» […] Условием превращения философии в науку Гегель считал метод, который он называл «спекулятивным» (умозрительным) и который был методом идеалистической диалектики. Существенная черта этого метода состоит в умственном прослеживании пути, на котором каждая категория, развив своё содержание, не только переходит в свою противоположность, в своё «иное», но совершает это таким образом, что в самом переходе обнаруживается единство противоположностей и что это единство оказывается условием дальнейшего развития знания и его восхождения на новую, высшую ступень».
Асмус В.Ф., Проблема интуиции в философии и математике, М., «Едиториал УРСС», 2004 г., с. 82.
До Гегеля философами неоднократно предпринимались попытки рассматривать не просто статичную «вещь» или «категорию», а скорее процесс их развития, становления, но именно Гегель в своих трудах сделал это наиболее системно.