Различные системные уровни (ранги, страты и т.п.), кроме Качественных уровней творчества
Построение научных моделейПостроение научных моделей
X
Различные системные уровни (ранги, страты и т.п.), кроме Качественных уровней творчества
Построение научных моделейПостроение научных моделей
X
Одно из многочисленных интеллектуальных достижений Гегеля, говоря современным языком, это выделение им «нескольких системных уровней рассмотрения изучаемых явлений»:
- Всеобщий;
- Особенный;
- Единичный.
До его работ подобное рассмотрение обычно велось лишь на одном (!) системном уровне…
Процитируем Гегеля:
«§ 163. Понятие как таковое содержит в себе:
1) момент всеобщности, как свободное равенство с самим собой в его определённости,
2) момент особенности, определённости, в которой всеобщее остается незамутнённо, равным самому себе, и
3) момент единичности, как рефлексию-в-самое-себя определённостей всеобщности и особенности, отрицательное единство с собой, которое есть в-себе-и-для-себя-определённое и вместе с тем тождественное с собой, или всеобщее».
Гегель, Энциклопедия философских наук в 3-х томах, Том 1, М., «Мысль», 1975 г., с. 345-349.
Современный популяризатор идей Гегеля, так раскрывает систему его понятий: «Всеобщее - Особенное - Единичное»:
ПРИМЕР. «…мир как единство (как целое) состоит из частей, а части - из элементов. Существование целого, частей и элементов взаимно обуславливается друг другом. Не бывает целого без частей, а частей без элементов. Их различие как моментов одной системы неотделимо от их единства. В структуре субъективного понятия целостность мира выражается определением всеобщее, различные части мира - определением особенное, а его элементы - определением единичное.
Единство целого, частей и элементов преобразуется в структуре субъективного понятия в единство определений всеобщего, особенного и единичного (В - О - Е). Всеобщее распадается в себе на свои особенные сферы, которые, в свою очередь, состоят из единичностей.
Если мы возьмём в качестве примера такой целостной системы какое-либо отдельное общество людей, то со стороны своей целостности оно должно определяться как всеобщее. Отдельные сферы жизнедеятельности общества: земледелие, промышленность, здравоохранение, образование, культура, управление и другие - будут представлять собой его особенное. Ну а его многочисленные граждане будут выступать как единичное.
Например: Я, как единичный гражданин, работаю врачом. Следовательно, как врач, я соотношусь непосредственно со сферой здравоохранения, которая, в свою очередь, связывает меня с обществом, как всеобщим организмом, которому я принадлежу. Общество, как всеобщий по отношению к своим единичным гражданам организм, обуславливает наличие и функционирование своих особенных сфер. Особенные сферы обеспечивают существование всех граждан. В свою очередь, граждане, как единичные существования, обеспечивают своей деятельностью в соответствующих особенных сферах функционирование и развитие всего общества, как единого в себе всеобщего организма.
При таком понимании сущность любой единичной вещи должна рассматриваться уже только в контексте той всеобщности, которой она принадлежит и с которой она соотносится через одну из его особенных сфер. В этом случае мышление должно строить познание единичных вещей, исходя уже из единства всех присущих им моментов понятия: единичного, особенного и всеобщего. Такой уровень мышления называется разумным мышлением, или просто – разумом».
Труфанов С.Н., «Наука логики» Гегеля в доступном изложении, Самара, 1999 г., с. 79.