В.В. Налимов издал книгу: В поисках иных смыслов, М., «Прогресс», 1993 г.
Одна из сквозных тем книги – самоограничения современной науки. Вот как об этом рассказывает биограф учёного:
«Человечеству ничто не достаётся даром, и избыточное увлечение наукой тоже требует соответствующей расплаты. Уже более трёх веков человечество отвернулось от познания живого, от познания человека в его специфике. И это привело не к обоснованному незнанию, а к обычному невежеству. За три последние столетия в науке не появилось новых интересных гипотез о природе человека. Так произошло потому, что мир был рассмотрен наукой механистически, в результате чего все живое и мыслящее было исключено из собственно-научного рассмотрения.
Возник ряд гносеологических запретов, которые актуальны и по сегодня. Это:
1) запрет на представление о том, что в мире действует Спонтанность;
2) запрет на признание существования в мире смыслов;
3) запрет на изучение неповторимых уникальных событий.
Мир живого в целом и творческая деятельность выпали из научного рассмотрения. Чтобы заблуждения прошлого могли быть преодолены, в парадигме нашей культуры, в научном сознании должны произойти фундаментальные, поистине революционные сдвиги. Что же это за сдвиги? Каковы задачи теоретической мысли сегодняшнего дня?
Первой важнейшей задачей познавательной деятельности, считает В.В. Налимов, является освобождение от доктринальных пут самого разного рода: пут философских, научных, религиозных, эстетических.
Вторая задача - освободиться от локального описания мироздания, где учёный ограничивается узкой специальностью. Видимо, существуют процессы, сквозные для универсума и проявляющиеся на многих уровнях бытия. Они нуждаются в таком же сквозном описании.
Самоорганизация - процесс единый и творческий, и он может быть описан единой моделью, охватывающей разные пласты действительности, начиная от космогонического процесса и кончая человеческой деятельностью. В этом случае придётся признать вездесущность сознания, проявление его на всех уровнях реальности. Такого рода работа, конечно, потребует от ученых большой эрудиции, широты образования. Реально ли это? Кто знает, однако без подобного подхода мы не сможем дать целостное описание мира».
Золотухина-Аболина Е.В., В. В. Налимов, М., ИКЦ «МарТ»; Ростов-на-Дону, «МарТ», 2005 г., с. 77-78.