Древнеегипетская «Книга мертвых»

Сборник древнеегипетских гимнов, религиозных обращений, заклинаний и, если так можно выразиться,  «советов умершему» по поведению в загробном мире…

Само название «Книга мёртвых» дано немецким египтологом Карлом Рихардом Лепсиусом / Karl Richard Lepsius в 1843 году.

Разные варианты свитков древнеегипетской «Книги Мёртвых» содержат 186 текстов, выделенных современными египтологами и состоят из четырёх основных разделов:

- Гимны богам;
- Обращения умершего к духам и богам;
- Заклинания;
- Амулеты и обереги.

Книга многократно переписывалась и дополнялась примерно в период с 2700 по 1700 годы до нашей эры.

 

«Книга мёртвых захоранивалась вместе с умершим, чтобы помочь преодолеть предстоящие ему испытания и достичь собственного боговоплощения.

Этот зачастую богато иллюстрированный сборник песнопений и магических заклинаний, который укладывали поверх саркофага или заворачивали в покровы мумии, сопровождал умершего египтянина в последний путь. Беспорядочные на первый взгляд тексты, составляющие сборник, датируются XVII веком до Pождества Христова. Однако на самом деле они восходят к гораздо более древним надписям, начертанным на саркофагах (2300-1700 годах до Pождества Христова). Тем же текстам в свою очередь предшествовали ещё более древние письмена, так называемые «тексты пирамид», высеченные на стенах погребальных камер и предназначавшиеся для погребальных ритуалов при захоронении царственных особ. Таким образом история Книги мертвых отражает процесс демократизации, при котором заклинания, употреблявшиеся когда-то при погребении фараонов, постепенно стали применяться при захоронении представителей средних классов. Именно это новое применение древних заклинаний и объясняет кажущуюся бессвязность текстов Книги мертвых. [...]

За исключением нескольких пассажей, непосредственно относящихся к обряду погребения, Книга была предназначена для чтения самим умершим, показывая ему «выход к свету». Ночью умерший сопровождал Солнце в его невидимом для живых путешествии по миру иному. После этого, благодаря специальным заклинаниям, подобно Солнцу, он возрождался к новой жизни и спускался в подземный мир, чтобы предстать пред судом Бога мёртвых Осириса, заклиная собственную душу не свидетельствовать против него. Однако к этому испытанию умерший допускался лишь после очищения, возрождения, преображения и обретения им подобия Божьего. Определяющую роль в Книге мёртвых играет заклинательная магия, что связано с верой древних египтян во всемогущество Слова - Творца вселенной.

С другой стороны Книга отличается высокой духовностью. И в самом деле умерший ищет оправдания прежде всего перед самим собой, а суд Осириса является лишь подтверждением того суда, который вершит над умершим его собственная душа. Особенно поражает твёрдая вера в жизнь после смерти, которая становится возможной благодаря процессу самообожествления человека. Книга мёртвых свидетельствует о глубине эзотерических знаний, которыми обладали египтяне, знаний, недоступных современному человеку. Она возглавляет длинный список спиритуалистических учений. Сегодняшний читатель найдёт в ней головокружительный хоровод сменяющих друг друга картин, где странные фантасмагории сопровождают возносимые к богам молитвы и получаемые от них в ответ наставления».

Жак Бросс, Духовные учителя, СПб, «Академический проект», 1998 г., с. 87-88.

 

Фрагмент «Книги мёртвых»: Исповедь отрицания умершим 42 прижизненных грехов