«1. Создание новой науки управления - творчествоведения. Раскрытие и реализация творческого потенциала России - единственная возможность возрождения ее былой мощи
Творчествоведение - наука об управлении, которая определяет будущее развития человека, предприятия, страны, мира и человечества. Она шире науковедения, так как охватывает творчество не только учёных, но и творческий труд специалистов всех профессий. Она шире креативной экономики, потому что её объект не только экономика, но и все другие сферы человеческой деятельности и отрасли хозяйства.
Эта новая наука будет особенно ценна для России, потому что наша страна имеет только один неисчерпаемый, высокий и далеко не задействованный резерв развития - творческий потенциал человеческого капитала.
Первая статья, закрепившая наше серьезное научное отношение к творчеству, творческим работникам, творческом труду, была написана в соавторстве с С.Г. Ковалёвым и опубликована сразу в двух журналах:
- «Обучение экономистов методам творческого труда - стратегическая задача высшего образования России в XXI веке» (Известия СПбГУЭФ. 2000. № 1);
- «Обучение специалистов методам творческого труда - главная задача высшего экономического образования XXI века в России» (Известия АТЗ. 2000, № 1-2).
Первый журнал не побоялся сохранить в тексте впервые разработанный нами перечень из 11 видов лжи - средства негативного творчества. Я предложил главному редактору, академику, ввести в журнал рубрику «Управление творческим трудом», и эту тему, никем никогда не разработанную, сделать главной для авторов и читателей. С тех пор можно привести десяток подобных инициатив, но во всех случаях разной масти ученые избегали настоящей сверхактуальной и сверхважной для России проблемы. До сих пор не могу понять почему.
Поставив задачу, мы приступили к её выполнению. Ф.С. Веселков, А.Ф. Веселков «Сто идей-резервов высшей школы России», аннотация: «...решающую роль играет обучение всех субъектов вузов - студентов и аспирантов, преподавателей, ученых и руководителей вузов - наиболее эффективному творческому (креативному) труду. Такой архимедов рычаг предлагается в истории развития высшей школы впервые».
От МОН РФ было получено, как всегда, благодарственное письмо с обещанием учесть направленные предложения. Прошло два года, а воз и ныне там. Так нужен ли России творческий труд?
Третьего не дано: или исполнительский труд, способный поддерживать лишь исходные условия, или самый эффективный творческий труд - практико-исследовательский менеджеров, научно-исследовательский учёных, инновационно-исследовательский инноваторов? (О творческих работниках искусства не говорим, там само их название уже тысячи лет заставляет художественное творчество считать Его Величеством.) Всё давно готово для создания науки «Творчествоведение». Творчество существует уже миллионы лет, но до сих пор для науки - Министерства образования и науки РФ, Российской академии наук - является изгоем.
Нужно за счёт перераспределения средств от «чёрных дыр» науки к «белому пятну» творчествоведения создать:
- НИИ творчествоведения в РАН;
- журнал в «Творчествоведение»;
- диссертационные советы по творчествоведению;
- кафедры творчествоведения по одной на каждую отрасль хозяйства;
- учебники «Творчествоведение»;
- энциклопедию «Творчествоведение»;
- музеи творчества по всем видам деятельности.
А главное - превратить нынешнее высшее образование обучающее в основном исполнительскому труду, н высшее образование - обучение в основном творческому труду.
Эти меры могут быть приняты и после кризиса, но некоторые из них обязательно принять сразу - для помощи созидательному выходу из кризиса. В первую очередь в части методологического и методического обеспечения всего комплекса творческой народнохозяйственной деятельности, иначе потом будет поздно».
Веселков Ф.С., Сто идей-резервов науки России, СПб, «Нестор-История», 2010 г., с. 214-216.