Виртуальные персонажи, традиционные символы и метафоры творческой деятельности…
X
Виртуальные персонажи, традиционные символы и метафоры творческой деятельности…
X
В древнегреческой мифологии – бог виноделия. Культ Диониса был связан с вином и весельем. Ряд исследователей подчёркивают, что празднества обычно сопровождались пьянством, исступлёнными танцами, доводящими участников до экстаза…
«… накануне греко-персидских войн как бы зловещим их предвестием стала странная религия Диониса. Дионис не был богом, почитаемым иными народами. Культ его развился в рамках античной греческой религии, по-видимому, на севере Балканского полуострова. С какого-то времени (точно мы его датировать не можем) стали совершаться странные действия, получившие название оргий. Впоследствии у нас это слово стало обозначать разнузданную вакханалию. Вакханалия происходит от имени Вакха, это другое имя Диониса. Толпы женщин, очень странно одетых, вернее, полуобнажённых, закутанных в шкуры диких зверей, потрясающих тирсами – палками, увитыми плющом, с дикими криками носились по рощам и священным холмам. Почтенные матери бросали свои очаги, молодые девушки убегали туда, и никто этому не противился. Считалось, что это священный праздник Диониса. А греческая женщина, лишённая не только всех прав, но обычно неграмотная и в высшей степени скованная в своих действиях, вдруг нашла выход своим подавленным страстям.
Греческие поэты, драматурги, историки рассказывали, что эти вакханалии, празднества, ночные бегания с факелами и криками иногда кончались сценами полного безумия (чем-то это напоминает мне события нашего времени: некоторые танцы, некоторые формы рока, когда это переходит всякие границы, уже не контролируемые человеческим духом). Дело порой кончалось тем, что толпа этих женщин, пробегая мимо стад, могла ворваться в стадо и растерзать всех животных, и тут же на месте пожрать их. Бывали случаи убийств. Один поэт рассказывает, что когда вакханки встречали мирных людей, те в ужасе разбегались, потому что они могли даже убить ребёнка.
Но дело тут не в крайних эксцессах. Это была волна колоссального исступления. Почему греки с уважением относились к таким странным вещам? Потому что считалось, что природный экстаз, когда человек выпускает из себя все силы души и тела, подавленные и спрятанные, - этот экстаз приобщает его, здесь и теперь, к космическому бытию, к природе. Человек возвращается к природе через экстаз. Он забывает, что он разумное существо, что он духовное существо. Он, как оборотень, превращается в волка, в бегущую лань, в поток воды, в шум дерева, сливается в этой безумной пляске с самим мирозданием».
Мень Александр, Мировая духовная культура, М., «Фонд имени Александра Меня», 2002 г., с.138.
Если древнегреческий бог Аполлон – символ гармонии; Дионис – символ порыва, экстаза, иррациональности… Позже, уже в европейской культуре: Дионис - символ творчества.
Один из исследователей культа Диониса считал, что во время празднеств происходит «...отождествление участников оргий, поскольку они испытывают состояние энтузиазма, или богоодержимости […] с самим божеством» и участники двойственно воспринимают божество:
а) как владыку верхней и нижней (или подземной) сферы вместе;
б) как жреца и, в частности, жертворастерзателе, с одной стороны и жертвоприносимом, «страсти» претерпевающем и умирающем, с другой.
«Это двоение объясняется тем, что божество одновременно мыслится как принцип жизни и смерти, и, в качестве последнего […] как божество вместе и умерщвляющее, и умирающее».
Иванов В.И., Дионис и прадионисийство, Баку, 1923 г., с. 277.
Невыразимость чувств в изменённых состояних сознания по Арнольду Людвигу.