Различные способы преобразования информации и знаний
ОРГ и распространение знанийKnowledge management - управление знаниями - за исключением методик творчества…
Язык и семиотикаОткрытия в области языкознания, лингвистики и т.п.
X
Различные способы преобразования информации и знаний
ОРГ и распространение знанийKnowledge management - управление знаниями - за исключением методик творчества…
Язык и семиотикаОткрытия в области языкознания, лингвистики и т.п.
X
Майкл Полани ввёл понятие неявное знание / tacit knowledge, которое, в отличие от «явного знания» затруднительно вербализовать и передать другому индивидууму через формализованную инструкцию. Например, таковы «знания как»: плавать, ездить на велосипеде, ставить сложный медицинский диагноз и т.п.
«В этом исследовании я буду опираться на хорошо известный факт, что цель искусного действия достигается путём следования ряду норм или правил, неизвестных как таковые человеку, совершающему это действие. Например, решающий фактор, благодаря которому пловец держится на поверхности воды, - это способ дыхания; он сохраняет необходимую плавучесть за счёт того, что не полностью освобождает лёгкие при выдохе и набирает воздуха больше обычного при вдохе. Однако пловцы, как правило, не знают об этом. Один известный учёный, которому в молодости пришлось ради заработка давать уроки плавания, рассказывал мне, что был крайне озадачен, когда попытался понять, за счёт чего он может плавать; что бы он ни пытался проделывать в воде, он всё время сохранял плавучесть.
То же самое обнаружилось и в результате моих бесед с физиками, инженерами и конструкторами велосипедов: никто из них, как правило, не знал, благодаря чему сохраняется равновесие во время езды на велосипеде. Правило, выведенное из наблюдений велосипедиста, таково: когда он начинает клониться вправо, он поворачивает руль направо, в результате чего курс движения велосипеда отклоняется по кривой в правую сторону. Благодаря этому возникает центробежная сила, которая толкает велосипедиста влево и компенсирует гравитационную силу, тянущую его вправо вниз. Такой манёвр смещает равновесие велосипедиста влево и он поворачивает руль налево. Таким образом, он поддерживает равновесие, совершая движение по соответствующей сложной кривой. Легко вычислить, что при заданном угле отклонения от вертикального положения кривизна каждого изгиба маршрута велосипедиста обратно пропорицональна квадрату его скорости. Но говорит ли это что-нибудь о том, как ездить на велосипеде? Нет. Вы вряд ли сможете регулировать кривизну пути вашего велосипеда пропорционально отношению угла его отклонения от вертикали к квадрату его скорости; а если и сможете, то всё равно упадёте, так как есть ещё ряд факторов, важных для практики, но упущённых в формулировке этого правила.
Писаные правила умелого действования могут быть полезными, но в целом они не определяют успешность деятельности; это максимы, которые могут служить путеводной нитью только в том случае, если они вписываются в практическое умение или владение искусством. Они не способны заменить личностное знание. […]
Поскольку умения нельзя целиком объяснить аналитически, вопрос о мастерстве владения навыками может вызвать серьёзные затруднения. Примером этого служат непрекращающиеся споры о «туше» при игре на фортепьяно. Музыканты считают само собой разумеющимся, что звучание какого-то тона может быть различным и определяется туше пианиста. Каждый ученик стремится достичь правильного туше, а для зрелого исполнителя оно является одним из главных достоинств. Туше пианиста ценится как публикой, так и его учениками. Однако, если анализировать процесс звучания какого-то тона на фортепьяно, выясняется, что объяснить существование туше совсем не просто. При нажатии клавиши приводится в движение молоточек, который ударяет по струне. Этот молоточек подталкивается нажатой клавишей лишь на небольшом отрезке своего пути, а затем совершает свободное движение, прерываемое в конце концов ударом по струне. Из этого можно сделать вывод, что действие молоточка на струну полностью определяется скоростью его свободного движения в момент, когда он ударяет по струне. В зависимости от этой скорости звук может быть более или менее громким. Наряду с этим он может иметь различную окраску, определяемую одновременным звучанием обертонов, но это никак не зависит от того, какую скорость имел молоточек и как он её приобрел.
Тем самым не может быть никакой разницы между двумя звуками одной высоты, которые извлекают на одном инструменте новичок и виртуоз; одно из наиболее ценимых исполнительских качеств оказывается совершенно дискредитированным.
Тем не менее это - ошибочный вывод, и возникает он в результате неполного анализа исполнительского мастерства пианиста. Это показали (к моему большому удовольствию) Дж. Бэрон и Дж. Холло, которые обратили внимание на шум, возникающий в момент нажатия клавиши, когда все струны с фортепьяно сняты. Этот шум может варьироваться, хотя скорость, сообщаемая при этом молоточку, остаётся постоянной. Соединяясь со звучанием струны, шум этот изменяет качество звука, что, по-видимому, и объясняет способность пианиста контролировать звучание инструмента с помощью искусства туше.
Можно привести множество подобных примеров, и все они будут иллюстрировать простую истину: утверждать невозможность того, что, по всей видимости, было сделано, или невероятность того, что считается наблюдаемым, только потому, что мы не можем объяснить происхождение и существование этого явления в рамках нашей понятийной системы, - значит отрицать вполне реальные области практики или опыта».
Майкл Полани, Личностное знание: на пути к посткритической философии, Благовещенск, «Изд-во БГК им. И.А. Бодуэна де Куртенэ», 1998 г., с. 82-84.
Во многих публикациях термины «неявное знание» и «личностное знание» используются как синонимы.