Одна из основных классификационных схем различных явлений древнекитайской философии, включающая в себя пять стихий (элементов):
- Дерево;
- Огонь;
- Земля;
- Металл;
- Вода.
«Это не первосубстанции космоса, а символы, или первые и главные члены пяти рядов-классов, на которые разделяются все предметы и явления мира, как вещественные, так и невещественные. Каждый из этих рядов дает характеристику некоего состояния в процессуальной связи с другими рядами-состояниями, которые связаны с «огнём», «водой» и т.п. не субстанциально, как «первоэлементы» древнегреческой философии, а функционально».
Китайская философия: энциклопедический словарь / Под ред. М.Л. Титаренко, М., «Мысль», 1994 г., с. 338.
Пяти стихиям присущи два основных циклических (!) взаимодействия:
- взаимопорождение: Дерево порождает Огонь, Огонь порождает Землю, Земля порождает Металл, Металл порождает Воду, Вода порождает Дерево и т.д.;
- взаимопреодоление: Дерево побеждает Землю, Земля побеждает Воду, Вода побеждает Огонь, Огонь побеждает Металл, Металл побеждает Дерево и т.д..
С помощью этих категорий китайцы моделируют как статические состояния вещей, так их взаимопревращения в области политики, военного дела, медицины и т.п.