Рихард Вагнер изложил свои взгляды на развитие искусства в ряде статей: «Искусство и революция» и «Художественное произведение будущего» (1849), «Искусство и климат» и «Иудаизм в музыке « (1850), «Опера и драма» и «Сообщение моим друзьям» (1851).
Он считал, что: «За периодом «коммунизма» следует эра разъединения, за блестящим расцветом эллинского искусства - две тысячи лет упадка, искания на ощупь и заблуждений. Главную причину этого упадка, по мнению Вагнера, кажется, надо искать в общей эволюции человеческого духа. В греческую эпоху человек ещё очень близок к природе; он смотрит на неё глазами художника, добровольно подчиняется закону необходимости, которая говорит в нём голосом инстинкта; он ещё весьма близок к первобытному периоду великих созданий народного духа, религии, мифа, естественного государства, языка. Между тем с веками стройное единство естественного человека начинает разрушаться. За периодом интуиции и инстинкта следует период размышления.
Отвлечённый разум стремится овладеть им и горделиво подняться над чувствами. Благодаря разуму он хочет под чувственной оболочкой различить самую сущность вещёй. Вместо того, чтобы созерцать, он анализирует, и природа, которую в былое время он воспринимал в её единстве, с этих пор для него распадается на множество, всё возрастающее от отдельных мелочей. Он отбрасывает, считая их за ребяческие, те бесхитростные объяснения вселенной, которыми удовлетворялся инстинктивный человек. Таким образом, космогония приходит к физике и химии, религия превращается в теологию и философию, мифы делаются исторической хроникой, естественное государство даёт начало государству политическому, зиждущемуся на договорах и на законе; наконец, искусство превращается в науку и эстетику.
Везде, во всех областях, естественное уступает место искусственному, единство - разрозненности. Та же всеобщая эволюция влечёт за собой распадение целого и живого художественного произведения, осуществленного греками в апогее их цивилизации. Пластические искусства - архитектура, скульптура и живопись, танец, пантомима, музыка, поэзия удаляются друг от друга, и каждое из них эгоистично хочет блеснуть в свою сторону и замыкается в горделивом и бесплодном одиночестве.
В «Художественном произведении будущего» Вагнер набросал историю каждого из этих искусств за все века и показал, как, с одной стороны, та специализация, которая с самого начала кажется способствующей отдельному развитию каждой ветви искусства, в действительности сопровождается глубоким падением, и как, с другой стороны, искусства, отделившись каждое в свою сторону, в настоящее время снова стремятся сблизиться, пополниться друг другом».
Анри Лиштанберже, Рихард Вагнер как поэт и мыслитель, М., «Алгоритм», 1997 г., с. 217-218.
«Основная мысль «Художественного произведения будущего» заключается в следующем. Первоначально был лишь один род искусства, именно хореография, сущность которой заключалась в ритме; из ритма постепенно создалась музыка; музыка, состоящая из ритма и звука, в свою очередь, создала речь и поэзию; высшей формой поэтического творчества является драма, пользующаяся архитектурою для создания сцены и живописью - для создания ландшафта, т. е. места действия людей; наконец, скульптура составляет не что иное, как способ увековечения актера в мертвой, неподвижной форме, а сценическое искусство, в свою очередь, является истинною, приведенною в движение, скульптурою. Таким образом, все роды искусства группируются вокруг драмы, и она естественным образом должна была бы их объединить. Но на самом деле каждый род искусства выступает отдельно к величайшему вреду для себя и для искусства вообще. Это взаимное отчуждение, эта обособленность различного рода искусств совершенно противоестественны и свидетельствуют об их упадке. Истинный художник поэтому должен стремиться к их естественному и необходимому воссоединению. Взаимное проникновение и слияние всех искусств приводят нас к «художественному произведению будущего», т. е. к драме с музыкою и танцами, разыгрывающейся среди пейзажа в рамке - мастерском творении зодчества, направленного к достижению поэтическо-музыкальных целей,- и изображаемой актерами, которые в сущности скульптурны, но воплощают свои пластические замыслы в собственной особе. Так представляет себе Вагнер развитие искусства».
Макс Нордау, Вырождение. Современные французы, М., «Республика», 1995 г., с. 126.