«Медитация - это, конечно, также один из способов расширения размерности семантического пространства личности. Если хотите, медитацию можно рассматривать как некоторую форму самогипноза, пользуясь которым медитирующий разрушает свою личностную семантическую капсулу и отправляется в путешествие вглубь семантических пространств. Путешествуя, он порождает новые составляющие своей личности, способные перестроить и такие фундаментальные для нас формы восприятия Мира, как физические пространственно-временные ограничения. Отсюда и возможность появления того, что мы готовы воспринимать как реинкарнационные воспоминания.
Расщепление личности здесь не носит патологически удручающего характера. Выходя из медитации, медитировавший чувствует себя обогащённым, обновлённым, часто творчески наполненным.
Он начинает понимать, что его личностные возможности шире той капсулизации, в которую он погружен в силу необходимости существовать в некоей данной культуре. Расширение личностной семантики - это важно нам подчеркнуть - происходит не за счёт размазывания функции распределения р (μ), а за счёт перехода к осознанию себя многомерной личностью, несущей различные, но корреляционно связанные смысловые ориентации. Нечто похожее описывает С. Гроф [Grof, 1976], наблюдая за состоянием пациентов при ЛСД-терапии. […]
Проблема множественности личности сама имеет множество аспектов. Её можно изучать в плане чисто психологическом или, пожалуй, даже в философском, в плане антропологическом или историко-культурологическом, обращая внимание на опыт развития символико-магического сознания, часто выражающегося в разного рода ересях и культах, включая и культ ведьмовства. Одним из новых аспектов этой проблемы стало медицинское признание её возможных патологических проявлений. В последние годы психические расстройства множественной личности получили признание в американской психиатрии - в 1980 г. это заболевание было внесено в классификацию DSM-III (Diagnostic and Statistical Manual-III. […]
Заканчивая этот параграф, мы приведём несколько наиболее интересных высказываний ранее уже упоминавшегося нами американского психиатра Дж. Бирса [Beahrs, 1982]:
- По моему опыту и опыту большинства моих коллег, люди с множественной личностью очень интеллектуальны, творчески одарены и обладают хорошей мотивацией;
- Единство во множественности - это новый взгляд на проблемы человека вообще...;
- Моё намерение сфокусироваться на множественной личности как на принципе подкрепляется моим исходным утверждением, что в действительности мы все - множественные личности, но в более содержательном смысле, чем это имеет место в психиатрии».
Налимов В.В., Спонтанность сознания: Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности, М., «Водолей Publishers», 2007 г., с. 237-241.
Внерациональное, внелогическое, внеязыковое познание по В.В. Налимову