Правила управления государством по Конфуцию

«Когда исходят лишь из выгоды, то множат злобу»

Конфуций

 

Согласно Конфуцию, всё управление государством и обществом должно базироваться на Ли («правилах»).

Соблюдению этих «Правил» он уделял особенное внимание.

«Об этом свидетельствует эпизод из «Лунь юя» […]: «Одному из учеников Конфуция, жаждавшему постигнуть все тайны науки своего Учителя, показалось, что тот не всё открывает своим ученикам, что главное он сообщает только избранным. И ученик этот решил, что самому главному Учитель учит своего собственного сына. Встретившись однажды с этим сыном, он спросил его: «Есть ли что-нибудь особенное, о чем ты слышал (от отца)?» Тот ответил: «Нет. Как-то раз Учитель был один. Я пробегал в это время по двору, и он спросил меня: «Ты уже учил Стихи (Ши)?» Я ответил: «Ещё нет». Тогда он сказал: «Если ты не будешь учить Стихи, у тебя не будет ничего, о чем говорить». Тогда я пошёл и стал учить Стихи. В другой раз Учитель опять был один. Я пробегал в это время по двору. Он спросил меня: «Ты уже учил Правила (Ли)?» Я ответил: «Ещё нет». Тогда он сказал: «Если ты не будешь учить Правила, у тебя не будет ничего, на чём утвердиться». Тогда я пошел и стал учить Правила. Вот об этих двух вещах я и слышал от него».

Значение Ли (правил) весьма объёмно: сюда входят жэнь (человеколюбие) и прежде всего любовь к родственникам и сородичам: сяо - сыновняя почтительность к родителям и предкам; уважение к старшим и подчинение им; честность и искренность; постоянное стремление к внутреннему самоусовершенствованию, вежливость и др.

Конфуций считал, что «вежливость» (жан), особенно для людей, исполняющих государственные функции, является обязательным элементом в делах управления; «Учитель сказал: «Можно ли управлять государством с помощью вежливости? Не возникнут ли трудности? Но если не придерживаться вежливости в управлении государством, то будут ли существовать Правила?».

Пройдут века, и бюрократия превратит понятие «вежливость» в неотъемлемую часть Ли. Правда, она будет трактоваться по-иному и сведется лишь к слепому и скрупулезному исполнению сложившихся церемоний (многократно отмеченный на Западе феномен «китайских церемонии»)».


Переломов Л.С., Конфуций: жизнь, учение, судьба, М., «Наука», 1993 г., с. 227.