Закономерности и эффекты качественного (!) обучения дошкольников, школьников…
Психотравмы и судьба человека...Детские и юношеские психотравмы и судьба человека...
X
Закономерности и эффекты качественного (!) обучения дошкольников, школьников…
Психотравмы и судьба человека...Детские и юношеские психотравмы и судьба человека...
X
Конфуций был сыном 63-летнего чиновника и военачальника Шу Лянхэ и его 17-летней наложницы Янь Чжи. Но чиновник вскоре скончался.
«Матери здорового последнего ребёнка трудно было рассчитывать на какую-либо благожелательность со стороны первой жены и её подросших девяти дочерей, да и вторая жена также имела основания быть недовольной Янь Чжи. Для юной вдовы и её сына наступили тяжкие времена. Старшие жены ещё как-то сдерживали себя при жизни мужественного воина, опасаясь его гнева. Но после кончины Шу Лянхэ всё резко изменилось - на нарушившую моральные нормы юную женщину сыпались постоянные упреки. Дошло до того, что Янь Чжи не позволили даже сопровождать гроб с телом мужа, и она так до самой своей смерти не узнала, где же был погребён Шу Лянхэ. Обстановка, сложившаяся в семье, вряд ли способствовала нормальному воспитанию мальчика, потрясение, пережитое им в двухлетнем возрасте, наложило отпечаток на всю последующую жизнь. Душевные терзания матери, страдавшей от неправедных упрёков, не могли не ранить чувствительную душу ребенка.
И Янь Чжи нашла единственно правильный выход, вырвав сына из атмосферы всё нараставших дрязг и скандалов. Она вернулась в Цюйфу, но вынуждена была жить отдельно от семьи родителей.
Исследователи биографии Конфуция скрупулёзно на протяжении многих сотен лет изучали каждый шаг совершенномудрого, собирая сведения буквально по крохам, при этом каждый давал им своё толкование.
Современный биограф Конфуция Куан Ямин, изучая ранний период его жизни, задает следующие вопросы:
1) Почему Янь Чжи переселилась в Цюйфу?
2) На каких условиях смогла она там обосноваться?
3) Как она смогла поддерживать существование свое и сына?
4) Как она воспитывала и чему обучала Кун Цю в детстве?
Ответ на первый вопрос несложен: стремясь избежать ссор и противоречий в семье Шу Лянхэ, Янь Чжи постаралась поскорее расстаться с ней: я уже отмечал, что она была не из робкого десятка. Что же касается социального статуса Янь Чжи, то Куан Ямин считает его вполне благополучным, ибо она была вдовой дай фу - «прославившегося храбростью и силой среди чжу хоу», к тому же её собственная семья входила в число больших родов г. Цюйфу.
Материальное же обеспечение вдовы и сына оставляло желать лучшего. Конфуций сам говорил: «В детстве я был беден, поэтому приходилось заниматься многими презираемыми делами». По мнению Куан Ямина, только благодаря трудолюбию и скромности матери и сына они смогли кое-как обеспечить себе бедное существование. Он почему-то не задаётся вопросом о помощи со стороны родственников по линии матери. Можно предположить, что её родители отнеслись в своё время сдержанно, а возможно, и неодобрительно к раннему замужеству Янь Чжи, но при жизни Шу Лянхэ скрывали это. Поскольку младшая дочь нанесла ущерб семейному престижу, то отношение к ней в лучшем случае могло быть прохладным. Невнимание к юной вдове объяснялось также и ослаблением родственных связей в тогдашнем Китае. Рост частнособственнических отношений оказывал негативное воздействие на традиционные семейные связи и отношения. И юный Цю почувствовал это с первых шагов своей самостоятельной жизни.
Отвечая на четвертый, самый важный вопрос, Куан Ямин цитирует Сыма Цяня: «Будучи ребёнком и играя, Кун-цзы часто расставлял (на столике) подносы и чаши для жертвоприношений, воссоздавая ритуальные обряды» - и приходит к заключению, что Конфуций уже с раннего возраста любил учиться, в чём, несомненно, чувствуется влияние матери - материнская любовь и материнское воспитание.
Приведённую цитату Сыма Цяня Куан Ямин относит к числу наиболее достоверных сведений о самом раннем этапе жизни Конфуция. И делает на основании этого правильный вывод о добродетельном поведении молодой вдовы, которая, возможно неосознанно, с юного возраста стала приучать ребенка к совершению ритуала. […] Думается, что пристрастие Янь Чжи к ежедневным молитвам по усопшему мужу во многом объяснялось чувством вины за его скорую кончину.
Попрёки и худая молва не могли не пригнуть бедную женщину. Она замкнулась в своем горе, и это состояние матери передавалось и ребенку. Жили они изолированно от родственников, и мальчик был очень привязан к матери, посильно разделяя её тревоги. Конечно, было бы ошибочным представлять Цю за вечными молитвами: мальчик рос весёлым и жизнерадостным, часто играл со сверстниками. Но уже тогда он отличался от них знанием траурных церемоний, обостренным восприятием несправедливости, особенно со стороны родственников, и чувством особой любви к родителям. Зерна будущей концепции почитания родителей были заложены матерью. Больше всех Янь Чжи рассказывала сыну о ратных подвигах отца, так поразивших в своё время её воображение. Впоследствии Конфуций сам смог убедиться в правоте рассказов матери, ибо были ещё живы очевидцы героизма Шу Лянхэ».
Переломов Л.С., Конфуций: жизнь, учение, судьба, М., «Наука», 1993 г., с. 48-50.
Следует добавить, что стремясь стать государственным чиновником, Конфуций усиленно занимался самообразованием и овладел «Шестью искусствами», а именно: выполнением ритуалов, чтением, счётом, пониманием музыки, управлением колесницей и стрельбой из лука.