Одно из 6-ти качеств творческой личности высокого уровня
Ориентир работы - высокие эталоныОриентир работы - высокие эталоны / критерии
X
Одно из 6-ти качеств творческой личности высокого уровня
Ориентир работы - высокие эталоныОриентир работы - высокие эталоны / критерии
X
Достижение творческих результатов, обычно сопровождается многочисленными самоограничениями, затратами и потерями…
Вот как это описывает Стефан Цвейг на примере биографии Фридриха Ницше:
«Этот радикализм, эту жестокость и неумолимость психолог Ницше не получил в дар от судьбы вместе с соколиным зрением: он заплатил за него ценой всей своей жизни, покоя, сна, уюта.
Обладая от природы мягким, добродушным, обходительным, весёлым и безусловно благожелательным характером, Ницше путём спартанского воспитания воли вырабатывает в себе неприступность и неумолимость по отношению к собственному чувству: полжизни он провёл как бы в огне. Надо глубоко заглянуть в него, чтобы сочувственно пережить всю боль этого духовного процесса: вместе с этой «слабостью», вместе с мягкостью и кротостью Ницше сжигает в себе все человеческое, что связывает его с людьми; он жертвует дружбой, отношениями, связям и, последний кусок его жизни так жарок, добела накалённый в собственном огне, что всякий, кто пытается к нему прикоснуться, обжигает руки. Подобно тому, как прижигают рану адским камнем, чтобы держать её в чистоте, так насильственно выжигает Нищие своё чувство, чтобы сохранить его чистым и честным; безжалостно подвергает он себя пытке докрасна раскалённым железом воли, чтобы достигнуть высшей правдивости; потому и одиночество его - тоже вымученное. Но, как истый фанатик, он жертвует всем, что любит, даже Рихардом Вагнером, дружбу которого он считает самым священным событием своей жизни; он обрекает себя на бедность, на отчуждённость и презрение, на отшельническую жизнь без проблеска счастья - только для того, чтобы остаться верным истине, чтобы выполнить миссию честности.
Как у всякой демонической натуры, страсть - у него страсть к правдивости - постепенно превращается в мономанию и пожирает своим пламенем всё достояние его жизни; как всякая демоническая натура, он в конце концов не видит ничего, кроме своей страсти. Поэтому пора наконец раз навсегда оставить школьные вопросы: чего хотел Ницше? что думал Ницше? к какой системе, к какому мировоззрению он стремился? Ницше ничего не хотел: в нём наслаждается собой непреодолимая страсть к правде. Он не знает никаких «для чего?»: Ницше не думает ни о том, чтобы исправлять или поучать человечество, ни о том, чтобы успокоить его и себя; его экстатическое опьянение мышлением - самоцель, самоупоение, очень своеобразное, индивидуальное и стихийное наслаждение, как всякая демоническая страсть. Это неимоверное напряжение сил никогда не было направлено на создание «учения» - он давно преодолел «благородное ребячество начинающих – догматизирование» - или на создание религии: «Во мне нет ничего напоминающего основателя религии. Религия - дело черни».
Ницше занимается философией как искусством, и потому, как истинный художник, он ищет не результата, не холодной законченности, а только стиля, «крупного стиля в этике», и, как художник, он живёт и наслаждается всем трепетом внезапных откровений».
Стефан Цвейг, Фридрих Ницше в Сб.: Мария Стюарт. Звёздные часы человечества. Новеллы и легенды: М., НФ «Пушкинская библиотека»; «Аст», 2007 г., с. 845-846.