Расширение человеческого ареала – как в реальном, так и виртуальном пространстве…
ТехникаОтдельные творческие решения в области техники
X
Расширение человеческого ареала – как в реальном, так и виртуальном пространстве…
ТехникаОтдельные творческие решения в области техники
X
Франц Рёло впустил в свет книгу: Конструктор / Der Constructeur, где изложил основы конструирования машин и механизмов.
Он критически относился к взглядам Джона Рёскина, призывающего вернуться к ремесленному труду и не отрывал развития техники от общего развития человеческой культуры.
Франц Рёло предложил теорию, согласно которой все народы можно разделить на две большие группы в зависимости от способности проникновения их в тайны сил природы.
«К первым, по его терминологии, манганистическим, изменяющим природу (от греческого «менганон» - искусственное устройство, приспособление, механизм), он относил христианские нации. Ко вторым - натуралистические, лишь обороняющиеся от природы или иногда безотчётно подслушивающие у нее некоторые рецепты, - арабский мир. Примечательно, что «переходным» от натурализма к манганизму типом Рёло считал японцев.
Манганистическое отношение к действительности, утверждал Рёло, не только создало промышленность, но и содействовало расцвету культуры. «Наша промышленность, производящая предметы потребления... чего только не дала она для содействия культуре с помощью манганистического принципа!» - писал Рёло. Общий же вывод, к которому пришел учёный, был следующий: техника, основанная на науке, или научная техника, по его терминологии, становится «носительницей культуры, сильною, неутомимою работницей в деле цивилизации и образования рода человеческого».
Процесс конструирования машин Рёло воспринимал как творческий, а потому связанный с красотой, с вопросами формообразования. Вопросу о форме машины Рёло посвятил специальную работу «О стиле в машиностроении», которая является заключительной главой учебника по конструированию машин. Эта работа Рёло, написанная в 50-х гг. XIX века, представляет собой как бы своеобразный итог уже проделанного - исчерпывающий анализ архитектурного стиля в машиностроении.
Исходя из того положения, что конструирование в значительной степени является свободным творчеством и зависит не только от математических расчётов, но и от знаний, личности и вкусов инженера, Рёло предполагает, что в будущем обязательно появится учение о машинной форме, которое позволит в каждом отдельном случае находить оптимальные решения. Свою же задачу он видит в выявлении и систематизации наиболее общих законов и правил формообразования, стараясь показать, что машина может и должна быть красивой».
Ковешникова Н.А., Дизайн: история и теория, М., «Омега-Л», 2008 г., с. 72-74.