Отдельные творческие решения в живописи, скульптуре и дизайне
Функционально-стоимостной анализРазличные версии функционально-стоимостного анализа
История обучения творческим приёмамИстория обучения именно творческим приёмам, технологиям и т.п.
X
Отдельные творческие решения в живописи, скульптуре и дизайне
Функционально-стоимостной анализРазличные версии функционально-стоимостного анализа
История обучения творческим приёмамИстория обучения именно творческим приёмам, технологиям и т.п.
X
А.М. Родченко придумал для студентов художественного училища курс «Техническое рисование».
Он учил студентов проектировать дизайнерские вещи не за счёт украшательства, как было принято, например, в XIX веке, а за счёт выявления функций предмета.
«Такие дисциплины существовали и раньше. В программах Строгановского училища встречались задания по рисованию машин и станков. В курсе Родченко рисунок становится одним из этапов проектирования.
«Техническое рисование мною ведётся... как подсобный предмет при проектировании вещей. Зачастую студент не может использовать ряд современных конструкций вещей, которые он видел, - он не разглядел принципов их устройства. Механизм современной вещи должен знать не только студент, но должен был бы знать и всякий человек, оканчивающий школу первой ступени» (Родченко А.М.,Техническое рисование: Учебные программы. 1922-1928 / Опыты для будущего. Дневники. Статьи. Письма. Записки, М., «Грантъ», 1996 г., с. 181).
С этой целью студенты сначала зарисовывали предметы с открытым устройством - перочинный нож, стул, затем - предметы с наполовину скрытым или совсем скрытым устройством - письменный стол, самопишущая ручка, электрическая печь. Последнее упражнение - перенести принцип устройства существующих вещей на вещи воображаемые, ещё не спроектированные.
По логике построения новой учебной программы по проектированию, или «Материальному оформлению вещи», как назвал её Родченко, после знакомства с рынком вещей студент переходил к заданиям: «Упростить уже существующую вещь», затем «Усложнить уже существующую вещь». «Новый тип существующей вещи» и, наконец, «Новая вещь».
Упрощая вещь, студент снимал с неё декоративное оформление и решал её форму более чётко геометрически. Затем, усложняя вещь, он расширял её функциональный диапазон (например, придавал большую подвижность плафону электрической лампы). Под «новым типом существующей вещи» имелось в виду применение какого-либо нового технологического процесса при производстве вещи, которое коренным образом изменило бы её форму. Новая вещь - это уже проектирование без прототипа, опираясь лишь на функциональные, потребительские и производственные факторы.
Заключительные задания состояли из разработки комплекта вещей (например, светильников) и оборудования. В качестве примерных тем по разработке оборудования предлагались: общежитие, кинотеатр, улица, библиотека, столовая, парк культуры. Здесь уже возникали вопросы создания ансамбля, поиска средств достижения стилевого единства вещей, общности их цветовой гаммы, способа отделки и т.д.».
Лаврентьев А.Н., История дизайна, М., «Гардарики», 2006 г., с. 161-162.