Повышение степени динамичности / управляемости систем
АрхитектураОтдельные творческие решения в архитектуре
X
Повышение степени динамичности / управляемости систем
АрхитектураОтдельные творческие решения в архитектуре
X
Хрустальный дворец Джозефа Пэкстона – стал одним из первых крупных сооружений, который можно было легко собрать из готовых элементов, а позже - разобрать.
Примерно за год до проведения Всемирной выставки в Лондон; был объявлен конкурс на лучший проект центрального павильона - одноэтажного здания из огнестойких материалов, с освещением через крышу, площадью около 8 га. Ни один из 245 проектов не был принят. Все предлагали здание из камня, похожее или на готический собор, или на вокзал. В момент обсуждения в спор вмешался Джозеф Пакстон, управляющий садов герцога Девонширского, волею судеб оказавшийся знакомым с членами выставочного комитета. Получив заверение, что ещё одно предложение будет рассмотрено при условии его соответствия всем требованиям комиссии, он вместе с инженером по строительству железных дорог за восемь дней спроектировал здание принципиально новой конструкции, причем проект включал не только собственно чертёж здания, но и план его постройки. В столь же рекордные сроки - 4 месяца - павильон был возведён в лондонском Гайд-Парке. Всемирная выставка, как и планировалось, открылась 1 мая 1851 г., и многие восприняли Хрустальный дворец как её главный экспонат.
Павильон достигал 555 м в длину и 124 - в ширину. В плане сооружение имело крестообразную форму. Центральный продольный неф, или «главный проспект», составлял 22 м в ширину и 20 м в высоту. Поперечный неф был на целый ярус выше (32,9 м) и имел арочное завершение. Таким образом, в основе построенного Хрустального дворца лежал не столько опыт ремесленников в обработке материалов, сколько выполненный на бумаге проект с изображением внешнего вида сооружения, отельных деталей, схем монтажа.
Секрет быстроты возведения - в способе проектирования по принципу конструктора. Из «конструктора системы Пакстона» можно было бы собрать не один десяток различных по планировке и высоте выставочных помещений. Использовалось несколько основных типов деталей: несущие чугунные колонны, пустотелые внутри для большей лёгкости и жёсткости, а также для стока дождевой воды: поперечные балки-фермы (их конструкция заимствована из практики строительства железнодорожных мостов) с утолщениями в средней части, там, где наибольшие нагрузки; арки и детали стен - прозрачные рамы. Крыша также монтировалась из стандартных деталей. Для их сборки и остекления применялись даже специальные тележки, которые передвигались по ребрам жёсткости. Стабильность конструкции стен достигалась за счёт стальных растяжек, связывавших прямоугольные секции здания по диагонали.
Разумеется, спроектировать подобное здание, не имея опыта создания аналогичных построек, невозможно. Пакстон ещё лет за пятнадцать до постройки Хрустального дворца использовал ребристые крыши с наклонными листами стекла при проектировании теплиц и оранжерей. Наклон был необходим для того, чтобы солнечные лучи утром и вечером проходили через стекло перпендикулярно.
«Хрустальный дворец стал первым в мире большим металлокаркасным зданием и первым зданием со стеклянными стенами. В его конструкции применена не виданная ранее система портальных связей для компенсации возникающих при ветре боковых усилий, и кроме того, впервые в мире крупнейшее сооружение было возведено из заранее изготовленных модулей». Это была революция в строительстве: вместо возведения стен - монтаж, вместо неразборной кладки кирпичей или каменных блоков - механическая сборка. Хрустальный дворец повлиял не только на развитие архитектуры выставочных павильонов, но и на формирование совершенно нового типа зданий - универмагов и торговых пассажей со свободной планировкой и верхним светом. Рождался новый эстетический принцип освоения внутреннего пространства. Стены исчезают, легкость, нематериальность конструкций создаёт ощущение «дворца для сказочного принца», как восторженно писал о постройке Пакстона Уильям Теккерей».
Лаврентьев А.Н., История дизайна, М., «Гардарики», 2006 г., с. 39-41.