«В качестве одного из многих примеров сочинения музыки «немузыкальными средствами» можно вспомнить старинный «способ», предложенный ещё в 1751 г. английским музыкантом Уильямом Хейсом. Способ был описан в сатирическом трактате «Искусство сочинять музыку исключительно новым методом, пригодным для самых захудалых талантов». «Исключительно новый метод» состоял в том, что нужно взять в руку обыкновенную щётку (можно зубную), обмакнуть её в чернильницу и, проведя пальцем по щетине, разбрызгать чернила на лист нотной бумаги. Полученные кляксы должны обозначать положение ноты на нотной линейке. К ним затем остаётся добавить тактовые черты, штили и пр. Причем это всё также выбиралось не произвольно, не по прихоти «композитора», а в зависимости от того, какую именно карту из колоды он вытягивал. После всех этих творческих мук «сочинение» готово к исполнению.
Можно привести довольно много подобных примеров сочинения музыки «немузыкальными средствами», среди которых имеются чрезвычайно оригинальные по форме, по манере сочинения. И, несмотря на разнообразие методов и средств, одно, наиболее важное в музыке обстоятельство объединяло их. Не было того, что слушатели называли музыкой» . Сейчас нетрудно понять причину неуспеха таких «произведений». Ведь музыка не случайный набор звуков, не последовательность нот, построенная по законам случайных проессов. Музыка – это своеобразный язык, способ мышления, особая знаковая система. Музыка подчинена своим специфическим законам, правилам построения, и музыкальное произведение имеет свою логику развития. А метод Хейса как раз эту-то специфически музыкальную логику и не учитывает».
Зарипов Р.Х., Кибернетика и музыка, «Наука», 1971 г., с. 34-35.