Понятие «Травма рождения» по Отто Ранку

Отто Ранк опубликовал книгу: Травма рождения / Das Trauma der Geburt und seine Bedeutung fur die Psychoanalyse, которая была посвящена Зигмунду Фрейду, но иначе трактовала ряд положений классического психоанализа. Так, Отто Ранк считал, что именно с травмой рождения, надо связывать главные трудности в развитии характера, а не с детской сексуальностью, как это считал отец психоалализа…  Он утверждал, что преодоление этой травмы должно быть основной задачей психоанализа. (За это О. Ранк был исключен З. Фрейдом из Ассоциации психоаналитиков).

«По мнению Ранка, главное в психотерапии - чтобы пациент заново пережил травму рождения. При этом он утверждал, что в переживании травмы рождения основным является не чувство физиологической стеснённости (как думал Фрейд, который тоже придавал травме рождения определённое значение), а тревога […],  связанная с отделением ребенка от матери, вследствие чего ребёнок навсегда теряет райскую ситуацию внутриутробного существования, когда все потребности удовлетворяются сами собой без приложения его усилий.

Ранк рассматривал травму рождения как первопричину того, что разлука воспринимается человеком как самое болезненное переживание. Весь период детства Ранк рассматривает как ряд попыток справиться с травмой рождения. Детскую сексуальность он интерпретирует как желание ребенка вернуться в материнское лоно.

Во взрослой сексуальности травмы рождения, по Ранку, также играет ключевую роль, её значение основано на глубоком, управляющем всей психикой желании индивида вернуться к безмятежному внутриматочному состоянию. Различия между полами в свете этого он объясняет способностью женщины повторять репродуктивный процесс в собственном теле и находить своё бессмертие в деторождении, тогда как для мужчин секс символизирует смертность, и поэтому его сила лежит во внесексуальной деятельности.

Анализируя человеческую культуру, Ранк приходит к выводу, что травмы рождения - психологическая сила, лежащая в основе искусства, религии и истории. Любая форма религии в конечном счёте стремится к воссозданию исходной поддерживающей и защищающей ситуации симбиотического союза с матерью. Представляя реальность и одновременно отрицая её, искусство является особенно мощным средством психологической адаптации к травмы рождения»

Руднев В.П., Энциклопедический словарь культуры XX века. Ключевые понятия и  тексты, М., «Аграф», 2009 г., с. 455.