«Картина мира - система интуитивных представлений о реальности.
Картину мира можно выделить, описать или реконструировать у любой социопсихологической единицы - от нации или этноса до какой-либо социальной или профессиональной группы или отдельной личности.
Каждому отрезку исторического времени соответствует своя картина мира.
Картина мира древних индийцев не похожа на картину мира средневековых рыцарей, а картина мира рыцарей не похожа на картину мира их современников-монахов. В свою очередь, картина мира монахов-доминиканцев не похожа на Картину мира францисканцев и т. д.
В то же время, можно выделить универсальную картину мира, свойственную всему человечеству, правда, она будет слишком абстрактна. Так, для всех людей, по-видимому, характерна бинарная оппозиция (основной инструмент при описании или реконструкции картины мира) белого и чёрного, но у одних групп белое будет соответствовать положительному началу - жизни, а чёрное - отрицательному началу - смерти, а у других, например, китайцев, наоборот. У любого народа будет своё представление о добре и зле, о нормах и ценностях, но у каждого народа эти представления будут различными.
У отдельной личности картина мира будет детерминирована прежде всего её характером […] у сангвиника-экстраверта и реалиста она будет явно противоположной. Картина мира шизоида-интроверта и аутиста […] Своя картина мира будет у параноика и у больного шизофренией и психозом. Картина мира будет меняться при измененных состояниях сознания.
Человек, погруженный в виртуальную реальность, также будет видеть мир совершенно по-своему. Картина мира опосредована тем культурным языком, на котором говорит данная группа […]
Термин «Картина мира» был введён впервые Людвигом Витгенштейном в «Логико-философском трактате», но в антропологию и семиотику он пришёл из трудов немецкого ученого Лео Вайсгербера».
Руднев В.П., Энциклопедический словарь культуры XX века. Ключевые понятия и тексты, М., «Аграф», 2009 г., с. 172-173.