Использование противоречия, как модели
АрхитектураОтдельные творческие решения в архитектуре
X
Использование противоречия, как модели
АрхитектураОтдельные творческие решения в архитектуре
X
Роберт Вентури опубликовал книгу: Сложность и противоречия в архитектуре / Complexity and contradiction in architecture.
«В архитектуре степени противоречия в содержании и назначении включают в себя тот парадоксальный контраст, который подразумевается при употреблении связующего «и всё же». Они могут быть в большей или меньшей мере неопределенными. Здание Ле Корбюзье «Шодан-хауз» замкнуто и всё же раскрыто: куб, чётко замкнутый по углам, но с произвольно раскрытыми плоскостями; его вилла Савой проста снаружи, но сложна внутри. [...]
Приверженность принципу «или то, или другое» характеризовала ортодоксальную современную архитектуру: солнцезащитное устройство, как правило, ничем иным не является; опора редко выполняет роль ограждающей конструкции; гладь стены не пронизывается оконными проёмами, а полностью разрывается стеклом; функции, входящие в назначение, подчёркнуто расчленены и распределены по отдельным крыльям здания или даже по отдельно стоящим павильонам. Даже «текучее пространство» скорее подразумевает, что человек, находясь внутри, как бы пребывает вне здания, а находясь снаружи - внутри, а не то и другое одновременно. Подобная расчленённость и ясность чужды архитектуре сложностей и противоречий, скорее стремящейся включать в себя «и то и другое», чем исключать «то или другое».
Если источником феномена «и то и другое» служит противоречие, то его основой является иерархия, создающая несколько степеней значения элементов различной ценности. Она может включать элементы, которые одновременно полезны и неуклюжи, велики и малы открыты и замкнуты, круглы и квадратны, массивны и пространственны. Архитектура, содержащая в себе различные степени значения, порождает неопределённость и напряжённость. Большинство примеров окажутся трудными для «прочтения», однако сложная для понимания архитектура обоснована, когда она отражает сложность и противоречивость своего содержания и назначения. Одновременное восприятие многоступенчатости уровней вызывает в зрителе сомнения и колебания, делая его восприятие более живым. […]
Двояко функционирующий элемент.
Элемент «двоякого функционирования» и «и то и другое» родственны, но между ними имеется и различие: «двояко функционирующий» элемент относится больше к особенностям назначения и структуры, в то время как «и то и другое» - к отношению части и целого. «И то и другое» подчеркивает приоритет двоякого содержания над двоякой функцией. Но, прежде чем говорить о «двояко функционирующем» элементе, я хочу коснуться многофункционального здания. Под этим термином я подразумеваю здание, сложное по программе и форме и всё же сильное как целое: сложное единство здания монастыря Ля Туретт Ле Корбюзье и его Дворца Правосудия в Чандигархе, в противоположность многообразию и расчленённости его проекта Дворца Советов и Москве или дома «Армии спасения» в Париже. В последних предусмотрено разделение функции по отдельным крыльям или связанным между собой павильонам. Это типично для ортодоксальной современной архитектуры. Резкое разделение павильонов в проекте Иллинойского технологического института в Чикаго Мис ван дёр Роэ может рассматриваться как доведённое до предела развитие этого принципа.
Из здания Сигрэм, спроектированного Мис ван дёр Роэ и Ф. Джонсоном, исключены все функции, кроме конторских (не считая глубинной части нижнего этажа), и с помощью однотипно выполненных стен маскируется пространство в верхней части здания, предназначенное для механического оборудования. В проекте Всемирного торгового центра в Нью-Йорке М. Ямасаки ещё более подчеркнуто упрощена форма этого гигантского комплекса. Конторские небоскрёбы, типичные для 20-х годов, выявляют, а не маскируют верхние технические этажи с помощью архитектурно-орнаментированных форм. Поскольку в нижнюю часть здания Левер-хауз включены пространства, предназначенные для иных функций, чем на всех остальных этажах, они подчёркнуто отделены просветом. [...]
Многофункциональное здание в его крайнем выражении становится Понте Веккьо, или Шенонсо, или футуристическими проектами Сант'Элиа. Каждое из них внутри целого помимо сложных функций содержит контрастирующие направления движения. Проект Ле Корбюзье для Алжира, представляющий жилой дом и автомагистраль одновременно... Все они обладают заключенной внутри целого сложной и противоречивой иерархией масштаба и движения, массы и пространства. Эти сооружения являются зданиями и мостами одновременно. А в более крупном масштабе: плотина - это также и мост; «Петля» в Чикаго является границей, так же как и транспортной системой, а улица Кана «хочет быть зданием».
Имеются соображения, оправдывающие существование многофункциональных помещений, так же как и многофункциональных зданий. Помещение может служить многим функциям одновременно или в разное время. Кан предпочитает галерею, потому что она направленная и ненаправленная, комната и коридор одновременно. И он признаёт изменяющуюся сложность отдельных функций, дифференцируя помещения обычным путём с помощью изменения градации их размеров, качества, называя их служебными и главными пространствами, и с помощью других определений скорее общего порядка, чем частного. В конечном итоге эти пространства, как, например, в его проекте общественного центра Трентона, повторяют в более усложненной форме конфигурацию анфилад, характерную для эпохи до XVIII века. Идея коридоров и комнат, предназначенных для одной-единственной функции, возникла в XVIII столетии. Но разве не является предельным выражением этой идеи характерное для современной архитектуры разграничение и специализация функций внутри здания с помощью встроенной мебели? Кан, по существу, ставит под вопрос такую жесткую специализацию и ограниченный функционализм. В этом смысле «форма вызывает функцию» […]
«Двояко функционирующий» элемент не часто применялся в современной архитектуре. Вместо него современная архитектура широко поощряла разделение и специализацию - в материалах и конструкциях, так же как в программах и пространственных решениях. «Природа материала» исключила многофункциональность материала или, наоборот, одну и ту же форму и поверхность для различных материалов. [...]
Помимо специализации форм применительно к материалам и конструкциям современная архитектура разграничивает и расчленяет моменты. Современная архитектура никогда не бывает неясной. Внедряя каркас и навесные стены, она отделила несущую конструкцию от ограждающей. [...]
«Двояко функционирующие»« элементы Ле Корбюзье и Кана - редкое явление в нашей архитектуре. Солнцезащитные устройства жилого дома в Марселе являются в то же время конструкцией и балконами (что это – часть стены, простенки или колонны?). [...] Конструкция безбалочного перекрытия состоит из железобетонной плиты постоянной толщины, но с меняющимся армированием, с неравномерно размещёнными колоннами без балок и капителей. Чтобы обеспечить постоянную толщину плиты, количество арматурных стержней меняется соответственно действующим нагрузкам. Этим обеспечивается, особенно в многоквартирных домах, единый профиль потолка в нижележащих помещениях, необходимый для установки перегородок. Конструктивно плоские плиты - решение не наилучшее; их сечение не минимальное. Во имя требований архитектурного пространства допущен компромисс по отношению к требованиям конструкции. Здесь форма следует за функцией противоречивым образом; наполнение следует за конструктивной функцией; профиль следует за пространственной функцией. В некоторых каменных сооружениях времен маньеризма и барокко простенки, пилястры и разгрузочные арки почти в одинаковой мере участвуют в создании фасада, и получающаяся в результате этого конструкция - как, например, в Палаццо Вальмарана - представляет собой одновременно несущую стену и каркас. [...]
«Двояко функционирующий» элемент может быть деталью. Здания эпохи маньеризма и барокко изобиловали архитектурными профилями, которые превращаются в подоконные доски; окнами, которые превращаются в ниши; орнаментами карнизов, обрамляющими окна; угловыми полосами каменной кладки, которые в то же время являются пилястрами и архитравами, образующими арки. У Микеланджело пилястры по бокам ниш у входа в библиотеку Лауренциана выглядят одновременно и кронштейнами. [...]
Традиционные элементы в архитектуре представляют лишь этап эволюционного развития, и в своём новом применении они сохраняют кое-что от своего прежнего содержания. То, что может быть названо рудиментарным элементом, схоже с «двояко функционирующим» элементом. Он отличается от излишних элементов, потому что заключает в себе двоякое содержание. Это результат более или менее неопределённого сочетания старого значения, вызванного ассоциациями, с новым значением, созданным измененными или новыми функциями конструктивного или программного характера, и новыми взаимосвязями. Рудиментарный элемент делает содержание менее ясным, но способствует его обогащению. Он служит основой особого вида развития и роста города, которым является реконструкция, придающая старым зданиям новое назначение, как программное, так и символическое (например, дворцы, которые становятся музеями или зданиями посольств), и старой сетке улиц - новое назначение и новый масштаб движения. [...]
Стилистический элемент, как и «двояко функционирующий» элемент, - редкое явление в архитектуре последних лет. Если «двояко функционирующий» элемент вызывает неприязнь из-за присущей ему неясности, то стилистический элемент оскорбляет культ минимума, свойственный ортодоксальной современной архитектуре. Но стилистический элемент оправдан как действенное, хотя н вышедшее из моды средство выражение. Элемент может представляться чисто стилистическим с одной точки зрения, но если он действен на другом уровне, то он обогащает содержание, подчёркивая его».
Цитируется по книге: Иконникова А.В., Мастера архитектуры об архитектуре, М., «Искусство», 1971 г., с. 547-551.