Отдельные творческие решения в архитектуре
Подготовка ТЛ учениковПодготовка творческой личностью Учеников
История обучения творческим приёмамИстория обучения именно творческим приёмам, технологиям и т.п.
X
Отдельные творческие решения в архитектуре
Подготовка ТЛ учениковПодготовка творческой личностью Учеников
История обучения творческим приёмамИстория обучения именно творческим приёмам, технологиям и т.п.
X
Фрэнк Ллойд Райт основывает на своей ферме свою архитектурную мастерскую – «Тейлизинское товарищество».
Здесь «… Райт и его сотрудники проектировали уникальные вещи для уникальных зданий. A в это время более практичные дизайнеры Америки участвовали в массовом индустриальном производстве.
Многие деятели культуры за рубежом выступают против дегуманизации, связанной с тем самодовлеющим положением, которое в капиталистическом мире занимает современная техника. При этом то, что противопоставляется «машинерии», порой выглядит довольно наивным.
Райт, который объявлял себя противником традиций, называя их «мертвящей привычкой», видел способ поддержания утрачиваемой «человечности» в сохранении традиционных элементов старого уклада жизни.
Выступая за ниспровержение традиций в архитектуре и дизайне, он проявлял удивительную для поборника нового приверженность к реквизитам «доброго старого времени». Его протест против капиталистической действительности выражался в том, что он отказывался жить в городе, устраивал в обществе друзой вечера с игрой на арфе, украшал своё жилище произведениями искусства Древнего Востока, а в доме, имеющем центральное отопление и электроснабжение, устраивал камин и ставил на стол свечи.
В «Тейлизинском товариществе» Райт, являясь главным архитектором, одновременно играл роль педагога.
Выступая против академизма в архитектуре, Райт неизбежно должен был подвергнуть критике и связанную с ним систему подготовки архитекторов. Главный недостаток архитектурного образования он видел в отрыве учёбы от практики: «Современная высшая школа выпускает специалистов книжных знаний».
У него, надо полагать, имелись основания утверждать, что выпускники колледжей «бывают хорошо информированы и умеют говорить», но, как правило, «беспомощны в работе», потому что колледжи «дают образование, но не учат работать».
Райт протестовал против схоластики, отвлечённых знаний, образования, питаемого не реальностью, а традициями, против того, чтобы память обучающихся загромождалась мелочными и случайными сведениями. При этом он в своей критике доходил до крайностей: отвергая определённую систему архитектурного образования, отвергал необходимость архитектурного образования вообще: «Здравый смысл нужен больше, чем эрудиция, потому что эрудиция, знания, образование вопиюще не соответствуют здравому смыслу, жизни, прогрессу».
Райт утверждал, что нужно учиться на практике. Это справедливо, Но он впадал в крайность, считая, что учиться нужно только на практике.
В «Тейлизинском товариществе» сотрудники Райта (они же его ученики) осуществляли не только проектирование, но и вели авторский надзор на строительстве, а также работали в производственных мастерских. Райт считал, что архитектор должен обладать «чувством материала» и что оно вырабатывается только в процессе собственноручного труда. Поэтому члены «Тейлизинского товарищества» трудились на ферме и на стройке, производя все работы вплоть до обжига извести, сами по своим проектам изготовляли для себя мебель и т. п.
Что же касается обучения архитектурному проектированию, то оно осуществлялось в процессе ученичества у маэстро при разработке чертежей для его проектов.
Разумеется, связь обучения с практикой и сочетание умственного труда с физическим полезны. Однако подготовка архитектора исключительно путём его работы в качестве подмастерья безусловно не соответствует современным условиям.
Пример «Тейлизинского товарищества» показывает, насколько неопределенны возможности такою метода обучения, находящегося в зависимости от субъективных условий. Дело в том, что Райт был нетерпим к чужим идеям. Творческой самостоятельности его ученики не имели. Не удивительно, что эта школа не дала ни одного значительного архитектора.
Райт непомерно преувеличивал значение архитектора, считая его «устроителем жизни», «центральной фигурой в культуре». Будучи максималистом, он в суждениях о роли архитектора в процессе создания архитектурного сооружения тоже доходил до крайностей.
Райт справедливо отмечал, что «никакая система не будет соответствовать современным условиям, если она не даст архитектору возможностей полного контроля над своим проектом и не обеспечит ему этот контроль до полного завершения здания». Но он утрачивал чувство реальности, утверждая, что «только если одно лицо формирует замысел различных сторон проекта и определяет характер каждой детали целого, вплоть до размеров и формы кусков стекла в окнах, расположения самых незначительных архитектурных деталей, - только тогда будет обеспечено то единство, которое является душой произведения искусства». […]
Райт всегда стремился к тому, чтобы запроектированное им здание строилось под его контролем. Известен случай с домами в Ардмор, когда он отказался выдать чертежи (и лишился оплаты за проект), не получив гарантии в том, что будет осуществлять надзор за строительством.
Характерно, что в списке работ Райта особо оговорены те, которые строились без авторского надзора; этим Райт как бы снимает с себя ответственность за окончательную продукцию. Во время строительства Империал-отеля в Токио он переехал в Японию и сам руководил строительством. […]
О том, как серьёзно относился Райт к своим обязанностям проектировщика, можно судить по такому факту. Получив заказ на проект курорта в Аризоне, он со своей семьёй и помощниками, выехав на место, разбил палаточный лагерь и проектировал, находясь непосредственно на участке будущего строительства.
Считая, что архитектор должен всю жизнь учиться на своём опыте, Райт говорил: «Образование архитектора заканчивается тогда, когда он в последний раз кладёт свой карандаш».
Гольдштейн А.Ф., Франк Ллойд Райт, М., «Стройиздат», 1973 г., с. 62-64.