Закономерности и эффекты качественного (!) обучения дошкольников, школьников…
ПсихофизиологияПсихофизиологические эффекты человека
X
Закономерности и эффекты качественного (!) обучения дошкольников, школьников…
ПсихофизиологияПсихофизиологические эффекты человека
X
«Существует восемь способов избавиться от нежелательного вида поведения. Всего восемь.
И не важно, является ли это поведение укоренившимся, как в случае неряшливого соседа по комнате, или внезапным, как в случае детей, бесчинствующих в машине. Всё, что Вы можете предпринять по этим поводам, будет вариацией на тему одного из восьми методов. (Я не касаюсь здесь сложных сочетаний поведенческих проблем, которые возникают у человека с психическими нарушениями или у непредсказуемо свирепой собаки; я рассматриваю только отдельные проявления нежелательного поведения)
Вот эти восемь методов.
Метод 1. «Убить зверя». Это безусловно подействует. Вам никогда больше не придётся снова иметь дело с данным поведением у данного субъекта.
Метод 2. Наказание. (Предпочитаемо всеми, хотя оно почти никогда не приносит действительной пользы).
Метод 3. Отрицательное подкрепление.
Метод 4. Угашение: поведению предоставляется возможность исчезнуть самому по себе.
Метод 5. Выработка несовместимого поведения. (Этот метод имеет особую значимость для спортсменов и владельцев домашних животных).
Метод 6. Добиться, чтобы данное поведение совершалось по сигналу. (В последующем Вы перестанете давать этот сигнал. Это наиболее изощрённый метод, применяемый тренерами дельфинов для того, чтобы избавиться от нежелательного поведения).
Метод 7. «Формирование отсутствия»: подкрепляется всё что угодно, кроме нежелательного поведения. (Вежливый способ превратить неприятных родственников в приятных).
Метод 8. Смена мотивации. (Это основной и самый лучший способ)».
Карен Прайор, Не рычите на собаку! / О дрессировке животных и людей, М., «Селена +», 1995 г., с. 96-97.