Подкрепление новой творческой реакции по Карен Прайор

Карен Прайор в Морском парке на Гавайях поставила эксперименты с дельфинами, суть которых сводилось к поощрению дельфинов только за новые трюки. Происходило это так:

«В серии проб подкреплялась определенная поведенческая реакция животного. После того как она была сформирована, в последующих сериях эту реакцию переставали поощрять и дельфин не получал вознаграждения до тех пор, пока не совершал какое-нибудь другое движение. На практике это выглядит так: в бассейн выпускают дельфина, который привык получать рыбу за выпрыгивание из воды. В надежде на вознаграждение, он прыгает раз, другой, третий, но  подкрепления не получает. Он в раздражении хлопает хвостом по воде, и его сразу же вознаграждают. Он опять хлопает хвостом, но не получает ничего до тех пор, пока случайно не совершает какое-либо другое явно выраженное действие (например, становится на хвост в полный рост). Однако повторение этого действия опять ничего не приносит. Когда был исчерпан обычный поведенческий репертуар, дельфины Прайор выработали множество новых, «творческих» реакций.

Эти опыты были проделаны впоследствии с множеством разных биологических видов - от цыплят и голубей до человека. Так, голуби, исчерпав запас доступных им стандартных телодвижений, доходили до того, что танцевали на собственном крыле, расправленном и подстеленном себе под ноги. Забегая вперёд, отметим, что подопытные организмы должны были усвоить логику экспериментатора и «сформулировать» для себя что-то вроде следующего правила: совершай только те движения, которых не делал раньше. Такое «формулирование законов» далеко выходит за рамки простого ассоциативного обучения и требует когнитивной (познавательной) деятельности. […]

При работе с животными подкрепление, как правило, должно быть небольшим — «в один глоток» — для поддержания его постоянной заинтересованности. Например, медведей обучали многим полезным вещам, используя изюмины. Однако, как и люди, животные часто отказываются делать более трудную работу за обычную мзду. Так, киты в океанариуме отказывались совершать высокие вертикальные прыжки за награду в виде маленьких рыбок и только использование крупных рыб вернуло их заинтересованность. Прайор использует также понятие «большой куш», обозначая крупную награду, полученную либо за внезапное озарение, либо вообще ни за что. Именно этот прием позволяет иногда поддержать дух как животного, так и человека, приводя иногда к поразительным изменениям в поведении в целом.

Резникова Ж. И., Интеллект и язык животных и человека. Основы когнитивной этологии, М., «Академкнига», 2005 г., с.47-49.


Вот как пишет о «большом куше» сама автор методики:


«Куш можно использовать и для того, чтоб отметить внезапное озарение. Один мой знакомый наездник, когда лошадь впервые проделывает какой-нибудь сложный маневр, соскакивает с неё, освобождает от седла и уздечки и свободно выпускает на манеж - куш полной свободы, который часто, по-видимому, может привести к образованию новой линии поведения.

Как ни странно, получение всего одного куша может также улучшить ответы непокорного, испуганного или сопротивляющегося субъекта, который вообще не проявлял нужного поведения. В океанариуме «Жизнь моря» мы проводили исследования по заданию ВМС США, в которых дельфин получал подкрепление за новые реакции, осуществляемые вместо старого, ранее выработанного поведения. Испытуемой была понятливая самочка по имени Хоу, которая редко давала новые ответы. Когда ей не стало удаваться получать подкрепления за свои действия, она стала неактивной, и в конце концов в течение одного занятия за двадцать минут не дала ни одного ответа. Наконец, тренер кинул ей пару рыбок «ни за что». Явно ошарашенная такой щедростью, Хоу снова стала активной и вскоре выполнила движение, которое можно было подкрепить, что привело к несомненному прогрессу на последующих занятиях».

Карен Прайор, Не рычите на собаку! / О дрессировке животных и людей, М., «Селена +», 1995 г., с. 27.