Отдельные творческие решения в архитектуре
РелигииРелигиозные воззрения, явно повлиявшие на культурный процесс…
X
Отдельные творческие решения в архитектуре
РелигииРелигиозные воззрения, явно повлиявшие на культурный процесс…
X
Христианский император Юстиниан решил увеличить славу города, создав такой храм, который своим великолепием затмил был всё, что было построено в Константинополе до этого.
«Утром 23 февраля 523 г. на 40-й день после пожара, уничтожившего небольшую церковь святой Софии, состоялась закладка фундамента нового храма.
Уже с приобретением земли под строительство были связаны финансовые и юридические сложности. Ввиду обширных размеров будущего собора было необходимо расширить занимаемую сооружением площадь и купить земельные участки, прилегавшие к старому храму. Один такой участок, принадлежащий некой вдове Анне, был оценен царскими комиссарами в 85 фунтов золота. Но хозяйка участка не согласилась продать участок за такую сумму и объявила, что наименьшая цена, за которую она продаст свой дом, - 5000 фунтов золота. Пришлось вмещаться самому Юстиниану. Он отправился к вдове. Поражённая этим визитом, женщина не только уступила требуемый от нее участок, но и отказалась от какого бы то ни было денежного вознаграждения.
Второй участок, принадлежащий евнуху Антиоху, был оценен в 35 фунтов золота, но хозяин участка тоже запросил гораздо больше. Тогда его заключили в тюрьму. Но не это поколебало Антиоха, а только то, что, находясь в тюрьме, он пропустил бы игры ипподрома, страстным любителем которых он был. Сделка состоялась при всём народе во время начала игр, куда из тюрьмы привезли Антиоха.
Ещё один участок - крохотная каморка - принадлежал сапожнику Ксенофонту. Ему предложили цену более чем хорошую. Он не возражал, только потребовал, чтобы на ипподроме его приветствовали как императора. Юстиниан согласился, но во время приветствия велел поставить сапожника спиной к арене.
К постройке уникального константинопольского храма св. Софии приняли участие 10 000 рабочих. Храм был построен греческими архитекторами Анфимием из Тралл и Исидором из Милета. В его строительстве принимали участие также 100 архитекторов. Византийский летописец VI в. Прокопий называет Анфимия «образованнейшим человеком своего времени», а Исидора - «человеком высочайшего ума». И это, несомненно, так - собор в Константинополе стал самым выдающимся сооружением византийского зодчества, главным зданием империи, придворным храмом императора. Сам Юстиниан посещал стройку ежедневно.
Интересно, что древние хроники, посвящённые постройке храма, неизменно подчеркивают те или иные экономические проблемы: рациональную планировку здания, необходимость ускорения работ и, наконец, поиск средств для завершения стройки.
Храм, предназначенный для явления императора в окружении свиты и духовенства народным массам, должен был создавать впечатление ослепительного великолепия. Его общие размеры значительно превышали размеры выдающихся римских храмов. Храм представляет в плане прямоугольник со сторонами 74,8 х 69,7 м, в который вписан равноплечий греческий крест.
Прокопий писал об этом соборе: «Этот храм являет собой чудесное зрелище. Тем, кто его видит, он кажется исключительным, тем, кто о нем слышит, - невероятным». Кирпичные стены храма облицованы громадными плитами из розового, зелёного, чёрного, тёмно-серого и белого мрамора разных оттенков, отделенными друг от друга мраморными рамками или бордюрчиками. Император собирался было покрыть стены сверху донизу золотом, но передумал. Мудрецы не советовали искушать будущих правителей, которые в погоне за золотом непременно разрушили бы храм. Если же здание украсить камнем, оно будет стоять вечно».
Черняк В.З., Уроки старых мастеров: из истории экономики строительного дела, М., «Стройиздат», 1989 г., с. 73-74.