Отдельные творческие решения в архитектуре
Функционально-стоимостной анализРазличные версии функционально-стоимостного анализа
X
Отдельные творческие решения в архитектуре
Функционально-стоимостной анализРазличные версии функционально-стоимостного анализа
X
«Элементарные условия индивидуальной свободы должен обеспечить замкнутый участок пространства, индивидуальная комната, которая должна быть совершенной и законченной, удовлетворяющей всем личным запросам человека.
Тогда она будет благоприятствовать его деятельности: читать, писать, рисовать, шить, вязать, мастерить, размышлять и т. д. Комната должна обеспечивать человеку возможность отправления следующих конкретных функций: ежедневные физические упражнения, необходимые для компенсации вредных последствий сидячего образа жизни, который ведет большинство горожан; сон, что предполагает правильное решение вопросов ориентации жилого здания и звукоизоляции; умывание, что означает наличие следующих необходимых домашних условий: подача холодной и горячей воды, канализация, осуществление этой последней функции (умывание) зависит исключительно от имеющихся в распоряжении человека средств.
Можно смочить себе кончик носа и тем ограничиться; гораздо лучше принимать ежедневно душ. Микеланджело советовал особенно не злоупотреблять умыванием, но с тех пор времена изменились: люди избавились от чумы и от многих других болезней именно благодаря чистоплотности. Наше старое общество сохранило юношеский пыл, но не рассталось с некоторыми устарелыми привычками; ныне во всех трёх Америках стало привычным принимать ежедневно ванну: ванная комната, как автомобиль, представляет собой инструмент повседневной жизни, который получает всё большее распространение и со временем станет обычным предметом домашнего хозяйства. Всё это говорится для того, чтобы лишний раз напомнить, что здесь мы не путешествуем по стране Утопии, а просто-напросто пытаемся определить понятие «жилище».
Детская комната должна быть предназначена для детей одного пола: мальчиков или девочек. Когда речь идет о спальне для родителей, тоже встают всякого рода вопросы: будут ли родители жить в одной комнате или в двух смежных и т. п.
Жилая комната - главный составной элемент жилища, перечисленные выше разнообразные функции требуют каждая в отдельности определенного пространства и соответствующей, чрезвычайно точно рассчитанной планировки. Эти условия совершенно необходимы для нормального течения жизни. Следовательно, необходимые пространства и соответствующая планировка должны быть предусмотрены в процессе проектирования и обеспечены при строительстве жилого дома. Это одно из важнейших теоретических положений.
Обычная комната не в состоянии обеспечить выполнение человеком таких разнообразных функций, как работа, физические упражнения, сон, умывание; это всего-навсего квадратный участок пространства, где каждый устраивается как может. «Устроиться» ещё не значит должным образом решить поставленную проблему, это значит решать её с помощью совершенно недопустимых затрат средств и энергии. Несколько комнат, соединенных в одну квартиру для одного семейства, требуют такой планировки, которая никак не согласуется с традиционно принятыми у нас объёмами жилых зданий.
Но продолжим наш анализ. Рассмотрим условия нормального функционирования семейной ячейки. Эти условия зависят от времени, которое все члены семьи проводит сообща, собравшись в одном помещении, где они испытывают ощущение большей полноты жизни и получают возможность более разумно использовать доставшиеся им мимолётные часы досуга. Таким помещением является общая комната».
Ле Корбюзье, Архитектура ХХ века, М., «Прогресс», 1977 г., с. 194-195.
Замечу, что впервые идею «жилых кассет» (в некоторых переводах – «жилых ячеек») Ле Корбюзье реализовал в 1925 году в выставочном павильоне «Эспри нуво», где экспонировалась подобная квартира. В 1947-1952 годах высказанные выше идеи были использованы им при проектировании и строительстве многоквартирного 17-тиэтажного жилого дома в Марселе.
«Жилой комплекс в Марселе позволил наладить 26 видов коммунального обслуживания, освободив тем самым мать семейства от домашнего рабства и облегчив ей задачу воспитания детей. Женщины должны сыграть свою роль в этом большом деле. Они могут наметить верную программу и сами же могут осуществить её на практике. Все эти вопросы жилища открывают перед женщиной поприще архитектора. Термин «архитектура» уже не вполне точно соответствует той деятельности, о которой идёт речь; надо создать новую профессию, надо сделать так, чтобы всякий, кто изберет её, поддерживал близкое и постоянное знакомство с конкретными, материальными явлениями: с заводами, цехами, стройками. Те, кто накопит достаточно знаний в этой области, могут получить дипломы специалистов по жилью и заниматься строительством и оборудованием жилищ».
Ле Корбюзье, Архитектура ХХ века, М., «Прогресс», 1977 г., с. 207.