«- Страх оказаться в глупом положении. Как однажды заметил основатель IBM Том Уотсон (Tom Watson): «Приблизить успех возможно, только в два раза увеличив процент неудач». Провал есть необходимое условие успеха.
- Нетерпимое отношение ко всякого рода двусмысленности, или нетерпимое отношение к неконкретным и непрактичным идеям. Некоторые люди также склонны идти на компромисс и стараются не выделяться.
- Стремление оценивать, а не генерировать идеи.
- Приверженность стереотипу «мы не способны к креативности» […].
- Негодные способы решения проблем и отсутствие времени для того, чтобы креативно мыслить.
- Стресс: человек, испытывающий чрезмерный стресс, вообще не способен мыслить объективно. Стресс снижает качество всех мыслительных процессов.
- Леность, или недостаток старания, для которой характерно стремление выбирать лёгкий вариант.
- Привычка, синдром «мы всегда делали это так», может быть серьёзным препятствием для креативности.
- Отсутствие гибкости в восприятии отдельных аспектов проблемы. Необходимо выявлять и изучать свои жизненные установки, чтобы определить, не мешают ли они воспринимать новые идеи. Многие из подсознательных установок ограничивают мышление, например, область применения компьютеров была бы серьёзно ограничена, если бы в них видели исключительно сложные вычислительные машины, а не устройства, позволяющие осуществлять гибкие и сложные операции по хранению и обработке данных и изображений.
- Синдром «ранней пташки», когда хватаются за первый попавшийся вариант, не желая рассматривать никаких альтернатив».
Энди Грин, Креативность в паблик рилейшнз, СПб, «Нева», 2003 г., с. 140.
Стремление к «сглаживанию противоречий» по Леону Фестингеру