Ошибки при выявлении и/или разрешении противоречий
Ошибки прогнозированияТиповые ошибки прогнозирования
Боязнь сильных решений, как Внутренние обстоятельстваБоязнь сильных решений, как Внутренние обстоятельства
X
Ошибки при выявлении и/или разрешении противоречий
Ошибки прогнозированияТиповые ошибки прогнозирования
Боязнь сильных решений, как Внутренние обстоятельстваБоязнь сильных решений, как Внутренние обстоятельства
X
Леон Фестингер в рамках своей теории считал, что:
а) человек всячески стремится избегать ситуаций, связанных с психологическим дискомфортом;
б) при когнитивном диссонансе человек стремится всячески «сгладить противоречие» и достичь «консонанса» (соответствия).
При этом человек склонен самооправдывать себя, чтобы уменьшить внутренний конфликт, взаимосогласовать свои мысли и поступки.
«Вот классический эксперимент Л. Фестингера, положивший начало большому циклу исследований. Испытуемые должны были в течение часа закручивать длинный ряд гаек на четверть оборота каждую, а затем, вернувшись к началу ряда, проделать эту процедуру ещё раз, затем ещё раз и т. д. По окончании экспериментатор просил каждого испытуемого в научных целях и за дополнительную плату расписать выполненную работу молодой женщине, якобы ожидающей своей очереди на участие в эксперименте, как работу, чрезвычайно интересную и приятную. Затем одни испытуемые получали за эту ложь 20$, а другие - только 1$. Спустя некоторое время испытуемые оценивали, как им понравилась работа по закручиванию гаек.
Фестингер полагал, что ложь обычно противоречит убеждениям людей, а потому они ищут оправдание собственной лжи (т. е. сглаживают возникшее когнитивное рассогласование между позицией «я - честный человек» и собственным поступком «я солгал»). Тем испытуемым, которые получили 20 $ за в общем-то невинную ложь, якобы в научных целях, было навязано извне оправдание своего поступка достаточной денежной компенсацией. Те же испытуемые, которые получили всего лишь 1$, такого оправдания не имели. В итоге первые оценили работу как скучную (каковой она и была), а вторые пригладили диссонанс: им стало казаться, что работа доставила им удовольствие.
Как выяснилось, в процессе сглаживания диссонанса люди способны на многое: они дают новые оценки другим людям, меняют своё отношение к курению, свои вкусовые переживания и пр., и пр. И совершенно всего этого не осознают! Однако сглаживание противоречий не проходит бесследно. Люди, сглаживая непонятное или их неустраивающее, очень часто просто обесценивают противоречие.
Как в классической басне, не могу достать виноград - не страшно, виноград ещё зелёный. Не смог совершить задуманное? Ничего: задумано было хорошо, да и я, конечно, смог бы, но просто не так уж и хотелось! А ведь обесценить можно всё, что угодно, включая собственную жизнь! Итак, люди стараются, не осознавая этого, сглаживать возникающие противоречия, не замечать их».
Аллахвердов В. М., Психология искусства. Эссе о тайне эмоционального воздействия художественных произведений, СПб, «ДНК», 2001 г., с. 56.
См. также: Типовые психологические защиты по Анне Фрейд
Должен заметить, что избегание и сглаживание противоречий – действительно, самая распространённая стратегия повседневного поведения человека...
Наоборот, для решения творческих задач высокого уровня - модель выявления, обострения и разрешения противоречий – является одной из самых универсальных.