В СССР начата государственная регистрация научных открытий

Согласно законодательству «Научным открытием признается установление неизвестных ранее объективно существующих закономерностей, свойств и явлений материального мира, вносящих  коренное изменение в уровень познания».

«26 июня 1957 года Госкомизобретений принял решение о признании открытием «эффекта Кабанова» и о внесении его в государственный реестр открытий СССР за N 1. Этим актом было положено начало государственной регистрации научных открытий и защите авторства на них. Впервые в мире был принят закон, охраняющий право на открытие, хотя этот вопрос неоднократно обсуждался ещё в рамках Лиги наций, в ЮНЕСКО, на ряде научных и юридических конгрессов в буржуазных странах. Суть проблемы заключается в том, что многие исследования завершаются на таком уровне, когда не представляется возможным подать заявку на конкретное техническое решение (устройство, способ или вещество) и получить авторское свидетельство или патент. Обычная публикация также не решает проблемы, ибо фиксирует лишь приоритет, но не даёт ответа на главный вопрос - о наличии открытия как такового. Кроме того, среди огромного количества публикаций важные открытия могут остаться незамеченными, а затем они снова «переоткрываются» либо в СССР, либо за рубежом. Не достигает правоохранительной цели и система различных премий, так как они способны выделить лишь отдельные работы, а не все достижения в области естественных наук, которые признаются открытиями. Лишь в 1967 г. Стокгольмская конференция, в работе которой участвовало более 100 стран мира, в том числе и Советский Союз (нашу делегацию возглавлял председатель Госкомизобретений, приняла  решение о выделении научных открытий в качестве особого объекта права.

Были, однако, в научном мире и высказывания против регистрации открытий. Некоторые учёные считают, что подавать заявки на сделанные ими открытия неэтично. Это мнение сложилось под влиянием правил присуждения Нобелевских премий за открытия, которые гласят, что учёный, выдвинувший себя на премию, дискредитируется, а его работа снимается с обсуждения. Однако при этом не учитывают, что диплом на открытие и поощрительное вознаграждение не являются одним из видов премий. В регистрации открытий заинтересован не только автор, но и государство, поэтому подача заявки не может рассматриваться как нескромность автора.

Говорят также, что при проведении экспертизы открытий и их регистрации встречаются значительные организационные трудности. Но ведь нельзя отказываться от правового института только на том основании, что трудно проводить экспертизу.

Главной целью государственной регистрации открытий является подтверждение их ценности и достоверности, с тем, чтобы использовать их для научных разработок и создания изобретения. Нельзя ждать, пока открытие пробьёт себе дорогу «в естественном порядке». Правовые нормы должны помогать созданию условий, ускоряющих решение судьбы научного открытия.

Принятая в нашей стране система государственной регистрации и правовой охраны научных работ, выполняемых на уровне открытий, позволяет намечать наиболее эффективные пути развития народного хозяйства: ведь именно научные открытия и важнейшие перспективные изобретения должны составлять основу для планирования научно-технического прогресса на длительный период. При этом отпадает и необходимость в ожидании публикации за рубежом о результатах исследований советских учёных. К сожалению, из-за отсутствия такой системы в предыдущие годы, никто не может сказать о количестве открытий, сделанных тогда отечественными учёными».    


Вишневецкий Л.М., Иванов Б.И., Левин Л.Г., Формула приоритета, СПб, «Наука», 1990 г. с. 186-188.  


В 1991 году государственная  регистрация заявок на научные открытия была прекращена.