Эдуард Толмен публикует статью: Когнитивные карты у крыс и человека / Cognitive maps in rats and men, Psychological Review, Vol. 55, pp. 189-208.
Наблюдая за перемещением крыс по лабиринту, учёный пришёл к выводу, что для обучения животные не обязательно прибегают к методу «проб и ошибок», а способны составлять и запоминать некую мысленную картину лабиринта – когнитивную карту:
«Мы полагаем, что во время процесса обучения в мозге крысы создаётся нечто подобное топографической карте местности. Мы согласны с коллегами другой школы («стимул - реакция») в том, что на крысу, бегающую по лабиринту, воздействует стимул, результатом которого в конце концов, обязательно является реакция на него. Но мы считаем, что внутренние процессы в мозге более сложны, более организованны и часто […] более автономны, чем представляют психологи, которые ограничиваются рассмотрением только стимула и ответной реакции».
Tolman E.C., Cognitive maps in rats and men, Psychological Review, 1948, Vol. 55, p. 192.