Стадии нравственного развития ребёнка по Лоуренсу Кольбергу

Лоуренс Кольберг публикует статью: The development of children's orientations toward a moral order, Vita Humana, 1963, N 6, рр. 11-35.

В статье – в русле идей Жана Пиаже – он утверждает:

1) Моральное развитие детей осуществляется по определённым стадиям;

2) Каждая стадия характеризуется качественными различиями;

3) Стадии идут в определённой последовательности, так что ни одна стадия не может быть пропущена, и не существует обратного движения;

3) Качественные особенности стадии - это доминирующая характеристика морального развития ребёнка в данный период, при этом ребёнок может демонстрировать понимание морали соответственно уже пройденным стадиям и порой переходить в своём понимании на следующую, более высокую стадию (но не дальше). Переход ребёнка на более высокую стадию невозможен без поощрения, обучения или практики. Более того, дети склонны задействовать высшую из достигнутых к настоящему времени стадий.

Для удобства все выявленные учёным стадии можно представить в виде таблицы:

Шесть стадий морального развития по Лоуренсу  Кольбергу

Уровень-1: Доморальный уровень

Стадия-1

Ориентация на порицания и поощрения (сам результат поведения определяет, правильным ли оно было)

Стадия-2

Простой инструментальный гедонизм (удовлетворение собственных потребностей определяет, что является хорошим)

Уровень-2: Мораль конвенциональной ролевой конформности

Стадия-3

Ориентация «хороший мальчик - милая девочка» (что нравится другим, то и хорошо)

Стадия-4

Мораль долженствования (поддержание закона и порядка, выполнение долга - это хорошо)

Уровень-3: Уровень собственных моральных принципов

Стадия-5

Мораль соглашения и демократического закона (общественные ценности и права человека определяют, что хорошо, а что плохо)

Стадия-6

Мораль, основанная на индивидуальных принципах совести (что хорошо, а что плохо, определяется индивидуальной философией в соответствии с универсальными принципами)

 

Критики считали, что Лоуренс Колберг не учёл в своих стадиях различия между девочками и мальчиками, а также культур, где сильна ориентация на мнение группы (а не на развитие индивидуума).


Личный этический кодекс творческой личности

Сглаживание моральных противоречий по Леону Фестингеру