Переструктурирование проблемной ситуации по Максу Вертгеймеру

Макс Вертгеймер, на основе экспериментов с детьми, а также длительных бесед с Альбертом Эйнштейном в 1916 году (они оба работали в Берлинском университете), считал, что в решении творческой проблемы можно выделить несколько характерных стадий:

1. Осознание решающим «структуры проблемной ситуации» (термин введён Максом Вертгеймером).

2. Инсайт (озарение) как внезапное переструктуирование исходной проблемной ситуации.

ПРИМЕР. «Одним из случаев, который Вертгеймер использовал для иллюстрации продуктивного мышления, была реальная история с Карлом Фридрихом Гауссом, с детства необыкновенно одарённым в области математики. В возрасте трёх лет Гаусс уже исправлял счета отца.

Наиболее широко известный случай, демонстрирующий гениальность Гаусса, произошёл, когда тому было 6 лет. Его учитель устроил классу соревнование, с целью посмотреть, кто из учеников первым найдёт сумму 1 + 2 + 3 + 4 + 5 + 6  + 7 + 8 + 9 + 10. Пока все др. ученики занимались сложением чисел, Гаусс обнаружил, что 1 + 10 = 11, и 2 + 9 = 11, и так далее. Он определил, что имеется 5 таких пар, и что 5 раз по 11 равно 55.

Этот пример демонстрирует реорганизацию числового ряда в свете конкретной задачи. Реорганизация происходит, когда индивидуум начинает схватывать внутренние отношения между компонентами и их полной структурой. В сущности, мышление требует, чтобы:

а) все проблемные ситуации рассматривались структурно и чтобы с ними обращались соответственно, как со структурами; 
б) чтобы производились операции структурной группировки и выделения; 
в) чтобы операции усматривались и применялись в своих местах в структуре; 
г) чтобы использовалась структурная транспонируемость (для отделения структурно периферических от фундаментальных характеристик) и 
д) чтобы осуществлялся поиск структурной (соответствующей целому), а не кусочной (соответствующей части) истины».      

Психологическая энциклопедия, 2-е изд. / Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха, СПб, «Питер», 2006 г., с. 643.

 

Вот как писал об этом сам автор гипотезы:

«Мышление заключается в усмотрении, осознании структурных особенностей и структурных требований; в действиях, которые соответствуют этим требованиям и определяются ими,  и тем самым в изменении ситуации в направлении улучшения её структуры. Это  означает, что:

- нужно рассматривать пробелы, неясные места, нарушения, внешние признаки и  т. д. в соответствии с их местом, функцией, ролью в структуре проблемной  ситуации;

- внутренние структурные отношения - отношения согласованности или  несогласованности - должны устанавливаться между такими нарушениями и данной  ситуацией в целом и между её различными частями;

- следует осуществлять операции структурной группировки и изоляции, центрирования и т. д.; операции следует рассматривать и трактовать в соответствии с их местом, ролью, значением в динамической структуре и четко фиксировать соответствующие изменения;

- в понимании структурной транспонируемости и структурной иерархии и в  отделении внешних признаков от структурных характеристик, что является  особым случаем группировки;

- в поисках не отдельных истинных положений, а структурной истины.

Иначе говоря, это означает, что мышление направляется желанием, стремлением  дойти до истины, обнаружить структурное ядро, докопаться до истоков  ситуации; перейти от неопределённого, неадекватного отношения к ясному,  прозрачному видению основного противоречия в ситуации; довести себя до  такого состояния, когда проблема захватывает целиком.

Перечисленное характерно не только для процессов мышления, но и для реальных установок и  действий. Но такого рода процессы мышления сами предполагают реальные  установки».

Макс Вертгеймер, Продуктивное мышление, «Прогресс»,1987 г., с. 270.