Психологические эффекты, техники работы. В ряде случаев эти эффекты могут иметь отношение и к творческой деятельности…
X
Психологические эффекты, техники работы. В ряде случаев эти эффекты могут иметь отношение и к творческой деятельности…
X
Макс Вертгеймер ехал на поезде к своему другу…
«У приятеля был ребёнок, которому в качестве подарка Макс Вертгеймер купил стробоскоп. Стробоскоп - это такая игрушка, переворачивая которую вы получаете иллюзию движения. Этот эффект используется в кино, когда неподвижные кадры быстро сменяют друг друга. Макс Вертгеймер поиграл в стробоскоп и вдруг почувствовал, что сейчас наступит какое-то озарение. Он так побоялся вспугнуть это предчувствие открытия, что вместе с вещами вышел во Франкфурте, хотя ему нужно было ехать дальше. «Неподвижные фигуры при быстром чередовании воспринимаются нами как движущиеся. Иными словами, мы отчётливо видим то, чего на самом деле нет!» Именно отсюда идет основная идея гештальта - целое - это не сумма его частей, а принципиально новое образование».
Романин А.Н., Основы психотерапии, М., «Кнорус», 2006 г., с.304.
Макс Вертгеймер сформулировал «закон прегнантности», гласящий: организация гештальта имеет тенденцию быть настолько простой и ясной, насколько позволяют конкретные условия.
Им и его коллегами были выявлены эффекты, способствующие подобной группировке элементов в гештальты: «фактор близости», «фактор сходства», «фактор хорошего продолжения», «фактор общей судьбы» и т.п.